загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

 

Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка»: ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва различаем. Какие же трудности мы встречаем при изучении далекого прошлого?

Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.

Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.

Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.

Тема урока: «Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Понятие «цивилизация».

2. Теория локальных цивилизаций.

3. Теория общественно-экономических формаций.

4. Теория постиндустриального общества.

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

 

II. Новый материал

Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный.

1. Понятие «цивилизация»

- Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.

 

Цивилизация, цивилизационный подход

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100- 150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

Под цивилизацией понимают:

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);

• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);

• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);

• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);

• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Существуют множество определений цивилизации. Наиболее употребительное:

Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций могут, как считают исследователи, прослеживаться, но основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития. Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего. Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда. Сторонники цивилизационного подхода к истории концентрируют свое внимание на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом в ее течении.

Ценностные установки играют в развитии человека и общества, согласно этому подходу, не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев и большую. Главный жизненный принцип, обеспечивающий единство цивилизации, базируется на определенной философии, общественно значимых ценностях, обобщенном образе мира, специфическом образе жизни.

Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:

• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.);

• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.

Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

В экономической сфере произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Для характеристики этого перехода используют понятие «неолитическая революция» (7-5 тыс. лет до н. э.). Имели место три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли). Возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.

В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь играли войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.

В политико-правовой сфере в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры). Формировались первые государства, имевшие форму городов-государств. В них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, 3 тыс. лет до н. э.).

В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

• с глубокой древности до рубежа IV—III тысячелетий до н. э. - первобытность;

• с рубежа IV—III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;

• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;

• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;

• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.

Эта периодизация не является универсальной.

Вопросы и задания к тексту

- Когда появилось понятие «цивилизация»?

- Что оно означает?

- Дайте краткую характеристику цивилизации.

- Что собой представляет классификация (типология) цивилизации.

- Какие изменения пережили народы, переходящие к цивилизации?

- Какова периодизация цивилизаций на линейно-стадиальной основе.

Для более подробной характеристики двух подходов к изучению истории давайте разобьемся на творческие группы.

Группа 1 работает с п. 1 «Теория локальных цивилизаций» § 13 и документами.

Группа 2 работает с п. 2 «Теория общественно-экономических формаций» § 13 и документами.

Группа 3 работает с п. 3 «Теория постиндустриального общества» § 13 и документами.

Все группы должны наглядно презентовать результаты своей работы.

 

Материал, вопросы и задания для группы 1

1. Типология цивилизаций по Н. Я. Данилевскому

Русский мыслитель второй половины XIX в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» предложил очень широкое понятие культурно-исторического типа. В цивилизации он видел наиболее творческий период его развития. Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают, гибнут.

Типы цивилизаций:

• первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) - египетская, китайская, иранская, некоторые другие;

• одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) - еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);

• двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал) - европейская (политика и культура);

• объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) - славянская (пока не как реальность, а как возможность).

2. Типология культур по О. Шпенглеру

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 г. первую часть книги «Закат Европы». В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Цивилизация понималась им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих сил. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

• египетскую;

• вавилонскую;

• индийскую;

• китайскую;

• арабо-византийскую;

• греко-римскую;

• западную;

• культуру инков.

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т. д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых - глобальное господство над миром государства-победителя.

3. Типология цивилизаций по А. Тойнби

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-х гг. XX в. опубликовал многотомный труд «Постижение истории».

Тойнби выделял следующие цивилизации:

• первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);

• вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

• третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине XX в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.).

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенскоё государство» (т. е. перейти к «третичной цивилизации»).

Вопросы к группе 1

- Что понимал под культурно-историческим типом Н. Данилевский?

- Как определяет цивилизацию А. Тойнби?

- Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру и его типологию культур.

- Сделайте общий вывод о главной «единице» общественно-исторического процесса основателей локально-цивилизационного подхода.

- Используется данная концепция в наши дни?

- Какие сильные стороны данного подхода к изучению исторического процесса вы можете назвать?

- В чем его слабые стороны?

 

Локально-стадиальный подход

Н. Я. Данилевский (учение о культурно-исторических типах

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение)

 

image37

Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Возможна гибель

Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство»

 

Типология культур по О. Шпенглеру

Цивилизация переживает стадии:

• упадка;

• умирания культуры;

• окостенения;

• потери творческих сил.

image38

Таким образом, основатели локально-цивилизационного подхода исходят из того, что «единицей» исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) цивилизации.

Слабости данной теории:

• преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций;

• определенная биологизация фаз развития цивилизации.

 

Вопросы и задания для группы 2

- Какой подход для изучения истории предложили К. Маркс и Ф. Энгельс?

- В чем сущность их учения?

- Что такое «базис»?

- Что такое «надстройка»?

- Что такое «формация»?

- Какие типы общественно-экономических формаций выделяют марксисты?

- Опишите механизм смены формаций, а значит и процесс исторического развития по К. Марксу.

- Как сегодняшние исследователи воспринимают подобный подход?

- Определите его сильные и слабые стороны.

 

Теория общественно-экономических формаций

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций

Ключевое понятие данной концепции - категория общественно-экономической формации, которые сменяют друг друга

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства

Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны: просто и универсально объясняет процесс развития людей

Слабые стороны: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

 

Материал, вопросы и задания для группы 3

Взгляды О. Тоффлера

Американский ученый О. Тоффлер ввел понятие «информационное общество». Сместив некоторые оценки постиндустриального общества, он назвал его обществом «третьей волны» или «информационным» обществом. По мнению Тоффлера, общество «третьей волны» возникает в результате более масштабных и глубоких изменений, чем индустриальное общество. Трансформации, сопровождавшие его возникновение, сравнимы только с переходом от варварства к цивилизации. Становление информационного общества обусловливается доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. При этом капитал и труд как основа индустриального общества в информационном обществе уступают место информации и знанию. В аграрной экономике хозяйственная деятельность связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания (решающий фактор - доступность хорошей земли), в индустриальной экономике - с производством товаров (решающий фактор - чаще всего капитал), в информационной экономике на первый план выступает информация, позволяющая сделать эффективными все другие формы производства и тем самым создать больше материального богатства (решающий фактор здесь - знание).

«Третья волна», по мнению Тоффлера, несет с собой совершенно новый образ жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии; на методах производства (технологиях), в корне отличающихся от старых фабричных сборочных линий; на ином совмещении досуга и работы, которое Тоффлер называл «электронным коттеджем»; на радикально преобразованной системе образования и получения научных знаний. Тоффлер отмечает, что эффективность власти в информационном обществе определяется не принуждением, господствующим в аграрном обществе, и не богатством, как в индустриальном обществе, а знаниями. Знания позволяют достичь искомых целей с минимальным расходом ресурсов власти. Они подчиняют себе силу и богатство и становятся определяющим фактором функционирования власти. Фундаментальные принципы информационного общества - свободный доступ всех и каждого гражданина к информации, право на получение знаний.

В обществе «третьей волны» пересматриваются сложившиеся принципы социальной системы.

Стандартизация заменяется многообразием. Предприятия отходят от традиционного массового производства товаров и услуг, что влечет индивидуализацию потребления.

Осуществляется децентрализация. Во всех странах наблюдается необычайная активность местных организаций, выступающих против государственной централизации. «В современном менеджменте, - пишет Тоффлер, - децентрализация стала магическим словом, и многие предприятия торопятся раздробить свои отделения на все меньшие и меньшие автономные единицы».

Распространяется минимизация. Ориентированная на крупномасштабность, индустриальная экономика доходит до своего предела. Индустриальные гиганты, недостаточно восприимчивые к новациям, вытесняются более мобильными и гибкими мелкими предприятиями. К тому же экологические факторы делают невозможным дальнейшее существование промышленных гигантов, так как биосфера не может больше выдерживать их натиска, а используемые ими невосполнимые источники энергии близки к истощению.

Происходит отказ от принципа синхронизации. Предприятия переходят на скользящий график, увеличивается объем ночной работы, возрастает частичная занятость. Широкое распространение компьютеров способствует индивидуализации труда и экономии времени. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы (индивидуальная деятельность на дому, так называемый «электронный коттедж»), Они включены в общую структуру информационного общества с его инфо-, техно- и другими сферами человеческого бытия. Тоффлер выдвигает проект «глобальной электронной цивилизации» на основе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - «телекомпьютерэнергетики». «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг.

Вопросы к группе 3

- Какую иную типологию цивилизаций предложил американский социолог Д. Белл?

- Что собой представляет теория исследователя О. Тоффлера?

- Охарактеризуйте учение американского социолога У. Ростоу.

- Какие черты в характеристике постиндустриального общества отмечают современные исследователи?

- Какой главный фактор они выделяют в характере развития современного общества?

- Согласны ли вы с ними?

 

Теория постиндустриального общества

Представители: Д. Белл

image40

 

Учение О. Тоффлера

«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.

«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.

«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

 

Теория У. Ростоу. «Стадии роста»

 

2. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

Давайте подведем итоги того, о чем говорили сегодня на уроке. Мы познакомились с двумя подходами в изучении истории развития человечества. Посмотрите на таблицу.

 

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

 

Характеристика

Подход

Формационный

Цивилизационный

Достоинства

Позволяет:

• увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;

• представить историю человеческого общества как единый процесс;

• установить определенные законы исторического развития общества;

• предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов

При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом.

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

 

Общее:

• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;

• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;

• эти переходы носят характер революционных изменений.

Различия:

• главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;

• роль духовных факторов.

 

III. Итог урока

- Выполните задания к параграфу.

 

Домашнее задание

Выучите § 13, выполните задания.





загрузка...
загрузка...