загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

 

Уроки 25-26. Общество как развивающаяся система

 

Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»; познакомить с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество - довольно сложное понятие.

- С чего следует начать? На что обратить внимание?

В этом вам помогут наши уроки.

Тема урока: «Общество как развивающаяся система». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Системное строение общества.

2. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

3. Изменчивость и стабильность.

 

II. Новый материал

Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты не какого-то конкретного общества, а общества в целом, общества с философской точки зрения. Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «система» в современной науке и философии является ключевым, мы и будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать общество в целом и отдельные его стороны как совокупность взаимосвязанных элементов.

Итак, мы рассматриваем общество как целостную систему.

Система означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».

Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассмотреть как систему. (Часы. В живой природе примером может служить экосистема (океан, лес, воздух)).

Сложной открытой системой является общество. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.

Для успешной работы разделимся на три творческие группы, каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем предъявит результаты своей работы.

Группа 1 работает с п. 1 § 10 «Системное строение общества».

Группа 2 работает с п. 2 § 10 «Сферы общественной жизни как подсистемы общества».

Группа 3 работает с п. 3 § 10 «Изменчивость и стабильность».

Вопросы и задания для группы 1

1. Назовите важнейшие элементы общества.

2. Дайте характеристику одному из компонентов общества - социальному институту.

3. Докажите, что семья является социальным институтом общества. Выделите основные критерии, по которым можно определить принадлежность к социальному институту.

Вопросы и задания для группы 2

1. Есть ли единство у исследователей относительно того, какие сферы общественной жизни следует выделить?

2. Дайте им характеристику, заполнив следующую схему:

 

Сферы общественной жизни

 

Сфера

Деятельность людей и отношения между ними

Экономическая

 

Социальная

 

Политическая

 

Духовная

 

 

3. Как соотносятся между собой сферы общественной жизни? Рассмотрите схемы и выскажите свое мнение относительно того, какая из них вам представляется наиболее верной. Определите наиболее значимую сферу общественной жизни. Свой выбор объясните.

 

Схема 1

 

 

Схема 2

 

 

Схема 3

 

image34

 

Схема 4

 

 

Вопросы и задания для группы 3

1. Почему ученые относят общество к саморазвивающейся системе?

2. Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.

3. Как сторонники идеи эволюционного развития общества доказывают процесс интенсивности и глубины изменений в обществе?

4. Согласны ли вы с их выводами?

5. Применим ли к развитию общества тезис о необратимости развития общества? Приведите примеры, подтверждающие ваш вывод.

6. Как на этот вопрос отвечали последователи марксизма?

7. В чем сущность их учения? Какую роль они отводили социальным революциям?

8. Согласны ли вы с их выводами? Почему?

9. Какую особенность закономерностей общественных изменений выделяют современные исследователи? Приведите подтверждения данных выводов.

10. Какие изменения охватывают общество?

11. Что, с вашей точки зрения, остается стабильным? Ответ аргументируйте.

 

III. Итог урока

- Каждая из групп исследовала свои вопросы, подведем итоги. Посмотрите на схему:

 

Общество как система

 

 

Домашнее задание

Выучите § 10, выполните задания.





загрузка...
загрузка...