Налоговая система - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Налоговая система - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основами налоговой системы государства, видами налогов, ответственностью за уклонение от их уплаты.

Основные понятия: Государственная налоговая служба, косвенные налоги, налог, налогоплательщики, подоходный налог, прямые налоги, сбор.

План урока:

1. Что такое налог?

2. Участники налоговых правоотношений.

3. Виды налогов.

4. Подоходный налог.

5. Налоги с юридических лиц.

6. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Рекомендуемая форма урока по данной теме — дискуссия по заранее подготовленным сообщениям учащихся.

На уроке целесообразно для лучшего понимания сущности налогов обратиться к развитию этого финансового и правового института в мировой и отечественной истории. Поэтому целесообразно заранее поручить нескольким учащимся подготовить небольшие сообщения, используя, в частности, и следующие сведения.

В Древних Афинах (период Классической Греции V—IV вв.) сбору налогов придавалось огромное значение, поскольку многие выборные должности, как и посещение народного собрания, оплачивались. Например, за участие в собрании — 3 обола, а за работу в Совете 500 — 5—6 оболов. Немалую часть доходов в казне государства составляли и пошлины, взимаемые, как правило, с иноземных купцов и торговцев, у городских ворот, на пристанях, на рынках. Правда, купцы, чтобы не потерпеть убытков, включали размер пошлины в стоимость товара, и таким образом пошлина на иностранцев превращалась в косвенный налог в виде увеличенной цены товара, который покупали граждане, не облагаемые прямыми налогами.

В ранней Римской империи, как известно, жители Италии пользовались гражданскими правами высшего разряда (так называемое италийское право) и освобождались от уплаты прямых налогов, но, увы, не косвенных. Известен первый косвенный налог, введенный императором Веспасианом, на... общественные туалеты. Племянник императора выразил сомнение в уместности такого рода платежей, на что Веспасиан ответил знаменитой фразой: «Ресшиа поп odet» — «Деньги не пахнут».

В Средние века «налоговое право» (эти слова следует поставить в кавычки из-за большой условности самого этого понятия в то время) соответствовало «кулачному праву». Именно в этот период (XIII в.) Фома Аквинский назвал налоги узаконенным грабежом. Тем не менее этот философ и богослов много работал над тем, чтобы узаконить возможно более справедливые способы взимания налогов. При этом основную надежду он возлагал на здравый смысл правителей, который должен стимулироваться заботами о безопасности и благе отечества, об укреплении государства. Эти же мотивы, полагал философ, не чужды и подданным. Он писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Фома Аквинский сформулировал и два основных признака налога: а) распространение его на всех и б) неограниченное право властителя (государства). Однако такое понимание налога не увязывалось с тем, как налоги в те времена в действительности собирались. Одни, не самые богатые, платили налогов больше, чем другие, не самые бедные. Появилось много недовольных. К XV в. жалобы обиженных налогообложением стали обычным явлением. Недовольные, совсем как в настоящее время, писали, что налоги слишком высоки, они снижают уровень жизни, не дают развернуться хозяйственной инициативе и т. д. Один адвокат, защищая своего клиента, выразился афористично: «То, что не берет церковь, берет казна».

В период абсолютизма и Просвещения налоговые сборы неизменно возрастали. Активно вводились «акцизы». По отношению к тому времени этот вид косвенного налога приходится брать в кавычки, поскольку тогда под ним понимали большое разнообразие налогов. Например, во второй половине XVII в. в Силезии собирали налог на скот; подымный сбор; «мясной пфенниг»; налог на производство железа, извести; на сукновальни, стекловарни и др. Кроме того, собирались налоги на имущество и подушная подать. Вспомним, что примерно в это же время (конец XVII — начало XVIII в.) царь Петр I ввел в России свою систему налогов, многие из которых повторяли европейские, например подушную подать. Но были и свои, специфически русские. Так, утверждая западные права и борясь с русскими традициями и привычками, в петровское время ввели налог на бороды (1699 г.). Его вносил каждый, кто не желал расставаться с традиционным на Руси украшением мужской внешности. Если же у бородачей не было денег для уплаты этого налога, им бороду моментально отстригали. Практически до XIX в. не существовало налога на заработную плату и подоходного налога. Господствовал акциз.

В конце XVIII—XIX в. реальная власть в европейских странах стала переходить от монархов к избранным представителям народа, хотя монархии формально существовали практически во всех государствах. Бюджет обсуждался и утверждался в парламентах, а давно известно, кто распоряжается бюджетом, тот распоряжается государством. Таким образом, государственные дела (в том числе налоги) стали прибирать к рукам энергичные люди — выходцы из средних буржуазных прослоек, а уж они-то знали, как выкачивать деньги у населения. В XIX — начале XX в. в Европе сложилась в общих чертах та система налогообложения, которая существует с некоторыми вариантами и по сей день. Она варьируется в зависимости от уровня экономического развития государств, величины их природных богатств, существующего политического режима, своеобразия национальных традиций и т. д.

В России к началу XX в. сложилась налоговая система, мало чем отличающаяся от европейских образцов. Характерно, что в конце XIX — начале XX в. налоги в России были невысоки. Это, в частности, дало возможность перерабатывающей и добывающей индустрии быстро шагнуть вперед. Бурно росло число предприятий, строились железные дороги, процветали торговые ярмарки. Укреплялась финансовая система. Тогдашний рубль был надежнейшей конвертируемой валютой, его с удовольствием брали в любых банках мира.

За последовавшие затем 70 лет советская власть разрушила российскую налоговую систему. Промышленное развитие и финансы были всецело подчинены интересам политики, основывающейся на догмах марксизма-ленинизма. Налоги в условиях господства тотально-государствленного социалистического хозяйства оказались экономическим рудиментом. Некоторым исключением был период новой экономической политики (НЭПа). Однако в 30-х гг. как в городе, так и на селе с хозяйственной самостоятельностью было в основном покончено, и налоги превратились в пустую формальность. Дело дошло до того, что в начале 1960-х гг. было объявлено о поэтапной отмене подоходного налога с граждан. Потом, правда, план ликвидации налогов постепенно предали забвению. Прямые налоги с зарплаты продолжали взиматься бухгалтерами по каким- то хитрым, никому не ведомым таблицам, а косвенные постоянно возрастали, если судить по неуклонному росту цен на самые ходовые товары и продукты.

С 1992 г., когда началась рыночная реформа, налоговые правоотношения граждан и государства приобрели совершенно иное значение. Если при социализме государство, будучи собственником всех основных ценностей и средств производства, могло само себе «отрезать» от «общественного пирога» столько, сколько ему было нужно (и конечно, сколько позволял уровень экономического развития страны), то с появлением в экономике увеличивающегося в объеме частного сектора единственным законным способом пополнить бюджет стало взимание старых как мир налогов с населения, значительная доля которого превращается в экономически независимое от государства, поскольку имеет «собственное дело».

Учащимся интересно будет узнать подробнее о самом, может быть, «знаменитом» из косвенных налогов, которые платят все физические лица, — (НДС). Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является самым поздним по времени появления из всех существующих налогов, которые в конечном счете и формируют основную долю бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 г. Римский договор 1957 г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал, что страны-участницы предпримут меры к гармонизации систем косвенного налогообложения в интересах создания общего рынка. Шаги к созданию единой системы налогообложения увенчались объявлением НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. Наличие НДС в налоговой системе являлось обязательным условием вступления государства в члены ЕЭС.

До 1993 г. НДС взимался в 43 странах мира, во многих из них он введен намного позже, чем в странах ЕЭС (1950 — 1960-е гг.). Например, в Японии этот налог взимается с 1989 г., в Канаде — с 1990 г. В ряде ведущих стран НДС не взимается. Так, в США признано нецелесообразным введение этого налога из опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г.; этот налог заменил взимавшийся ранее налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара.