Познание - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Познание - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: раскрыть особенности познания как вида деятельности человека и феномена общественной жизни, объяснить учащимся суть самопознания, особенности познания общества и природы.

Основные понятия: истина, понимание, самопознание, самосознание, сознание.

План урока:

1. Сущность и процесс познания.

2. Виды и направления познания.

3. Познание и сознание. Самосознание, самопознание, самовоспитание.

4. Научное познание человека и общества.

Оптимальная форма данного урока традиционная: опрос и объяснение нового материала.

В начале урока учитель в ходе беседы напоминает учащимся уже известные им сведения о познании из курса «Обществознание» в 8—9 классах.

Далее часть § 2 (до разбора проблемы соотношения познания и сознания) учащиеся могут прочитать самостоятельно, после чего целесообразно проверить усвоение ими основных понятий параграфа.

Рассказ о существующих критериях истины можно сопроводить следующим примером: в одной древней индийской книге при обсуждении возможности познания человеком окружающего мира называются такие критерии истины: 1) личная внутренняя убежденность; 2) практика жизни, опыт; 3) свидетельство компетентного лица; 4) положения древних книг — Вед, Упанишад и других священных текстов индуизма. Какой же из этих критериев следует считать главным, основным?

Рекомендуем учителю провести небольшую дискуссию на данную тему, чтобы учащиеся самостоятельно попытались найти правильный ответ. Вступив в разговор на заключительном этапе, учитель завершает дискуссию объяснением, что самым надежным критерием истины, очевидно, является практика, поскольку все остальные названные критерии зависят либо от личности конкретного человека, либо от особенностей культуры данной цивилизации. То, что компетентно и авторитетно для людей, исповедующих индуизм, может не быть таковым для остальных.

В отношении процесса познания целесообразно сделать дополнительное разъяснение, которое приведено ниже. Его могут дать специально подготовленные один или несколько учащихся. Все определения лучше записать по порядку и изобразить их соотношения схематически.

В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления. В отражаются лишь отдельные свойства предметов или явлений — цвет неба, температура тела, контур предмета. Более цельный образ возникает в мире, в котором объединяется множество разных ощущений: встает солнце, человеку холодно, на дороге появилась машина. Тесно связано с памятью. В нем текущее восприятие сочетается с прошлыми восприятиями: сегодня выдался солнечный день, на улице опять подморозило, к остановке подходит автобус.

На рациональном этапе познания включаются механизмы мышления, обнаруживаются связи и закономерности между новыми представлениями и теми, которые мы получили раньше. Понятия, суждения и умозаключения — это отражение свойств предмета или явления в слове на основе мыслительной деятельности обобщения представлений (синтеза) и отделения одних представлений от других (анализа) — дерево, дом, человек. Происходит разграничение понятий и установление взаимосвязей между ними, что-либо утверждается или отрицается: знание — сила, я — человек.

Более сложная форма мышления, в которой на основе ряда суждений, непротиворечиво (логически) связанных между собой, выводится новое суждение. Оно совершается уже без дополнительных восприятий, на основе тех, которые создали исходные суждения.

Пример. Полное среднее образование (1 — 11 классы) в нашей стране является для граждан бесплатным, обеспечивается государством. Основное общее образование (1—9 классы) в нашей стране является обязательным (п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»). Я имею желание получить полное среднее образование. Следовательно, я имею право бесплатно получить полное среднее образование или отказаться от его получения.

Далее рекомендуем предложить учащимся следующее задание (возможно как задание на дом):

Древнегреческий философ Анаксагор писал о затмениях: «Затмение Луны происходит оттого, что ее загораживает от света Солнца Земля, солнечное же затмение — когда во время новолуния Луна закрывает собой Солнце». Ученик Сократа философ Аристарх Самосский утверждал, что все планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца. Где в этих высказываниях суждения, а где ум о заключение? Как они соотносятся? Вы делите в умозаключении ряд суждений.

Далее проблему познания можно связать с проблемой самопознания, развития способности человека наблюдать и контролировать процесс мышления. В качестве примера можно обратить внимание учащихся на то, что рассмотренный выше процесс получения знаний самый простой, но даже он мог вызвать затруднения. А как объяснить процесс познания пятилетнему ребенку, не обладающему для этого достаточной базой знаний? Практически невозможно. Только постижением «от простого к сложному» и многократным повторением пройденного мы постепенно учимся непротиворечиво мыслить, усваиваем правила логики. Логика помогает находить правильные соотношения между вещами, что необходимо в познании природы, общества и самого себя.

Важно закрепить правильное понимание учащимися многообразия духовной жизни человека, его мыслей, побуждений, чувств, устремлений, эмоций, научиться отличать явления духовной жизни, исследовать их качества, видеть их пользу или вред.

Здесь имеет смысл привести слова христианского святого Иоанна Кассиана (IV в.) о «духовных монетчиках»: «В древности были монетчики с обязанностью отличать: золотую монету от поддельной, медной, серебряной, оловянной; состав золота, примеси; изображение царя или тирана; вес монеты, ее размер. И мы должны исследовать происхождение помыслов, причины и виновников, подобно искусным монетчикам духовным...»

При раскрытии особенностей разных видов познания целесообразно особо выделить три позиции (которые в дальнейшем могут быть даны как выводы урока):

1. Каждому человеку доступны все существующие виды познания, а также их результаты.

2. Религиозное и философское познание выделяются в ряду остальных видов познания как направленные на мир в целом (мировоззренческие) виды познания; особенно важно отметить их отличие от научного познания, направленного на систематическое изучение мира путем выделения в нем отдельных областей, объектов, элементов, исследования их отношений.

3. Человеческому познанию присуща целостность, охватывающая все стороны действительности, жизни и мира (наука, обыденный опыт, религия, философия, искусство).

Последнюю позицию можно проиллюстрировать словами писателя М. М. Пришвина о том, что знание — это памятник вечной борьбы между талантливой ложью и бездарной правдой (рационализмом). Знание о жизни приходится добывать в трудном поиске, используя все способности человеческой сущности — от простого чувственного опыта до самой высокой духовной интуиции.

Следует особо обратить внимание учащихся, что познание одного вида, как правило, всегда одностороннее. Это касается и обыденного познания («на вкус и цвет товарища нет»), и искусства («сколько людей, столько и мнений»), и всех других видов познания, в том числе научного.

Односторонность научного познания при отсутствии моральных ограничений может быть особенно разрушительной (проблемы клонирования, новые виды оружия, незаконное вторжение в психику человека и др.).

Поэт Ю. Кузнецов в своем произведении «Атомная сказка» писал:

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! —

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала;

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Учитывая все ограничения научного познания, тем не менее люди активно ведут научные исследования не только природы, но и человека, и общества.

В заключение урока (или как задание на дом) можно предложить учащимся найти в оглавлении учебника параграфы, в которых рассматриваются вопросы.

При наличии времени или также в качестве домашнего задания можно предложить учащимся упражнение на самопознание — небольшой психологический эксперимент, иллюстрирующий зависимость количества получаемой человеком от органов чувств информации от интенсивности приложенного им внимания и времени.

Суть эксперимента заключается в следующем: учащиеся получают одинаковые предметы, например монеты одного достоинства, и должны, внимательно рассмотрев данный предмет, записать по пунктам его особенности — цвет, форму, изображения на нем, повреждения и т. д.

Задание выполняется на время (не менее 10—15 мин). Лучше выполнит задание тот, кто найдет и запишет наибольшее число особенностей своего предмета.

В процессе выполнения задания школьники параллельно «наблюдают» и за работой своего внимания (его интенсивность, направленность). Многие получат возможность убедиться в том, что заметили особенности полученного предмета не сразу, а спустя 5 или более минут. Позднее можно обсудить вопрос о возможности таким же образом изучать свои действия, поступки, эмоциональные проявления. И может оказаться, что оценка собственного поступка, данная сразу после его совершения, зачастую отличается от той, которую человек выносит позже, подумав и рассмотрев случившееся в более спокойной обстановке.