МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ - Раздел «В поисках Всемирного наследия»

Задачи урока: познакомить детей с Московским Кремлём как объектом Всемирного культурного наследия; раскрыть историко-культурное значение объекта, центра государственной власти, духовной святыни России; инициировать интерес к посещению Московского Кремля, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью сети Интернет и других электронных носителей информации.

Планируемые результаты: знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Оборудование: запись боя часов на Спасской башне; записи музыкальных фрагментов: М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (опера «Хованщина»), сцена коронации из оперы «Борис Годунов», русская духовная музыка, фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова; цветные карандаши.

Предварительная работа: подготовить записи музыкальных фрагментов.

Ход урока

Учитель здоровается с детьми. Включает запись боя часов на Спасской башне Московского Кремля: «Ребята, вы узнали, какие звуки приветствуют вас вместе со мной?» После ответов детей учитель говорит: «Голос этих часов знают во всех уголках нашей страны. Каждый Новый год их бой поздравляет россиян с вступлением в следующий год. Те из вас, кто читал повесть «Чук и Гек» писателя А. Гайдара, должны помнить, как описывается в книге наступление Нового года в таёжном доме геологов. В глухом лесу люди замирают в ожидании боя часов на Спасской башне в радиотрансляции. А сегодня эти звуки приглашают нас в самое сердце нашей Родины — в Московский Кремль. Этим путешествием мы продолжим знакомство с памятниками Всемирного наследия в разных странах.

Каждое путешествие требует подготовки. Сейчас нам необходимо проверить, хорошо ли уложены наши багажи знаний. Вспомните, пожалуйста, как называются две неразрывные части Всемирного наследия. Как они обозначены на эмблеме Всемирного наследия? О каких достопримечательностях Московского Кремля вы узнали в 1 классе? Взгляните на фотографии башен Кремля в учебнике. Попробуйте узнать, какая из башен — Спасская».

После высказываний учеников учитель продолжает: «А теперь представим себе, что нам удалось подняться в небо и с высоты птичьего полёта мы смотрим на весь Кремль. Кто из вас может определить, где находится Спасская башня на общем плане Кремля? (Дети высказывают предположения. Учитель показывает точное расположение башни.) Ребята, посмотрите на фотографии других башен. Что у них общего со Спасской башней? Попробуйте угадать, где они располагаются на плане. Почему вы так думаете?» Дети высказываются.

Учитель продолжает: «Как вы думаете, чем объясняется такое количество башен в Кремлёвской стене? Отчего сами стены так крепко обнимают, как кольцом, внутренние постройки Кремля? (Дети высказывают предположения.) В тяжёлые для Москвы дни только птицам бывал открыт красавец Кремль. Непрошеные гости останавливались перед высокими стенами и закрытыми наглухо воротами. Давайте вместе с птицами вновь поднимемся к небесам и посмотрим на Кремль сверху. Нашим путеводителем будет рассказ учебника». Учитель читает текст учебника начиная с пояснений на «Страничках Умного Совёнка» об истории строительства Кремля. В качестве музыкального сопровождения включает запись отрывка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Спрашивает после прочтения: «Каковы признаки Московского Кремля как крепости? (Предлагает детям выполнить задание 1 на с. 60 рабочей тетради.) Наша задача как исследователей — отметить на схеме военно-оборонительные сооружения Кремля».

Учитель продолжает: «Мы с вами — гости желанные, и для нас, конечно же, откроются ворота Кремля. Войдём и оглядимся. Посмотрите на фотографии в учебнике на с. 94—95. Какое впечатление производят на вас стены, башни, дворцы Московского Кремля?» Учитель включает запись музыкального фрагмента оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» — сцену коронации. Предлагает детям услышать в музыке колокольный звон.

Учитель: «Колокола звонят — прославляют правителей России. Кремль — это место, где в течение многих лет располагалась власть Российского государства. Учебник готов продолжить рассказ о Кремле как о центре государственной власти. Послушаем его. Сначала в рассказе Кремль предстал перед нами в образе богатыря, воина-защитника. Сейчас мы увидим его царственный образ». Учитель читает текст.

После прочтения дети отмечают в рабочей тетради правительственные учреждения Кремля. Отвечают на вопросы: «Какие строения входят в ансамбль Большого Кремлёвского дворца? Где находится резиденция Президента Российской Федерации?» Учитель рассказывает, кто из знаменитых земляков удостоился получения государственной награды в Большом Кремлёвском дворце.

Учитель: «У Московского Кремля есть и третий лик — хранителя любви, веры, терпения российского народа». Учитель включает запись отрывка из оперы М. Мусоргского. Зачитывает текст учебника. Предлагает детям рассмотреть на фотографиях детали храмов Московского Кремля и попробовать устно описать их красоту. Ученики наносят на план в рабочей тетради сооружения Кремля как духовной святыни.

Учитель продолжает: «Ребята, вы полностью выполнили задание. Составили план Кремля. Делать это вам пришлось в несколько этапов. Подумайте, можно ли считать, что пословица «Москва не сразу строилась» относится и к истории Московского Кремля». Происходит обсуждение.

Учитель: «Прочитайте вывод учебника. В чём вы с ним согласны? Что хотелось бы добавить? Какие мысли? Впечатления?» Дети высказываются.

Учитель продолжает: «Теперь, когда мы познакомились с тремя образами Московского Кремля, скажите, если когда-нибудь вам придётся рассказывать о Кремле людям из других стран, о чём вы будете говорить. С каким Кремлём захотите их познакомить: воином, правителем или духовным старцем-утешителем?»

Занятие заканчивается свободным обсуждением. Учитель и дети высказывают свои мысли. Дети, которые побывали в Кремле, говорят, чем запомнилось посещение, показывают фотографии. В конце занятия учитель вновь включает запись боя курантов — Кремль прощается с детьми.

Региональный компонент: если в вашем городе или поблизости есть древний кремль, проведите сравнение местного кремля с Московским Кремлём. Продолжайте знакомить детей с традициями сохранения памятников истории и культуры, природных достопримечательностей своего края; продолжайте оформлять список природного и культурного наследия своего края.

Рекомендации для занятий в семье: понаблюдайте, как ребёнок выполняет задание в рабочей тетради. Спросите, о каких экспонатах Оружейной палаты Московского Кремля ему хотелось бы узнать подробнее. Помогите найти эти сведения в дополнительной литературе, в сети Интернет.

Домашнее задание: задание 2 на с. 61 рабочей тетради.