СВЯТОСТЬ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

СВЯТОСТЬ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени; пробудить в детях стремление творчески выразить мысль о родительской любви в рукотворной игрушке; сформировать представление о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира.

Планируемые результаты: знать две-три пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; стремиться проявлять уважение к своим родителям.

Оборудование: куклы-помощники, посуда для угощения кукол кашей.

Предварительная работа: предложить родителям вспомнить с ребёнком, как выбиралось ему имя, как встретили его появление в семье, пересмотреть поздравительные открытки, подарки, фотографии, хранящиеся со дня рождения.

Ход урока

Учитель в начале урока сажает на стол кукол-помощников. Обращается к классу: «Здравствуйте, ребята! Сегодня для вас приготовлено праздничное угощение. К какому событию, вы узнаете потом. А сейчас угостим наших помощников». Учитель угощает кукол. Куклы жалуются, что каша пересоленная. Учитель: «Так и должно быть. Такую солёную кашу готовили в день, когда родные и близкие приходили поздравить родителей с новорождённым. Как вы думаете, в чём смысл этого обычая? (Дети предлагают свои ответы.) Давайте порассуждаем, вспомним, о чём мы говорили на прежних занятиях. С каким временем года сравнивается детство в учебнике для 1 класса? Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом? Почему свадьбу можно назвать рождением для новой жизни? Рассмотрите фотографии в учебнике. Вглядитесь в молодых родителей. Похоже, что они поели пересоленной каши? Какие чувства выражают их лица? Расскажите о чувствах, которые испытывают отцы и матери малышей. (Дети описывают чувства.) Что вы уже знаете о том, как выражаются чувства родительской любви и заботы в обрядах и обычаях народов нашего края, связанных с рождением ребёнка? Как даётся имя по обычаям народов нашего края? (Дети делятся своими знаниями или учитель рассказывает то, о чём знает сам.) Скажите, какие из фотографий сделаны сейчас, а какие в старину. Как вы это определили?» После ответов учитель подводит итог: «Различается одежда, причёски, техника исполнения фотографии. Что же общее? Что похоже в чувствах к ребёнку у родителей в старину и сейчас?»

Учитель: «Пока ничего не напоминает нам о горьковатом вкусе пересоленного блюда. Правда? Будем разбираться дальше. Сейчас попробуем поискать ответ в учебнике. Прочитайте вдумчиво первую часть параграфа. С помощью текста письменно выполните задание 1 на с. 20 рабочей тетради». Дети самостоятельно работают с текстом, завершая пословицы.

Учитель обсуждает с детьми прочитанное при помощи вопросов: «Что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Почему рождение ребёнка в народе сравнивают с приходом весны? Каким было первое купание младенца? Что было первой одеждой у мальчика и девочки сразу после появления на свет? Как выражались пожелания добра и счастья при первом укладывании ребёнка в постельку? Какую мысль подтверждают пословицы разных народов об отце и матери? (При обсуждении дети пользуются текстом учебника.) Ребята, в том, о чём мы сейчас говорили, шла речь о соли в кушаньях или о родительском долге?»

Учитель: «Заглянем в старинный дом. Может быть, там найдётся отгадка, зачем пересаливали угощение при первом знакомстве родных с новорождённым. (Дети открывают учебники на с. 38.) Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку. Как в старину называлась такая кроватка для малышей? С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.) Колыбелька качается, убаюкивает младенца. Дитя уснёт, бабушка пойдёт раздавать гостям угощение, а мы тихонько подглядим, как это происходит. Только ведите себя тихо, а то и вам достанется солёной каши». Учитель читает рассказ «Чудная каша», дополняет его текстом из рубрики «Странички Умного Совёнка». После прочтения спрашивает: «В чём же разгадка пересоленной, переперченной каши? В каких словах она открывается?» После ответов детей учитель обращается к классу за разъяснением: «Как вы понимаете выражение: «Солоно достаются детки отцу с матерью»? Можете ли вы привести примеры того, как вашим родителям приходится иногда непросто с вами? Расскажите». Проходит обсуждение.

Учитель: «Ребята, скажите своими словами, какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: в чём святость отцовства и материнства?» После самостоятельных выводов учитель предлагает ученикам прочитать вывод учебника и пересказать его.

Учитель продолжает: «Давайте стараться, чтобы нашим родителям доставалось побольше не соли, а мёда родительского счастья! Тогда и мы сами будем намного счастливее! Выполните задание 3 на с. 21 рабочей тетради».

Региональный компонент: познакомьте детей с традициями, сказками и пословицами, связанными с рождением ребёнка, с наречением имени, с проявлением почтительного отношения детей к родителям в культуре народов своего края. Приведите в пример земляков — многодетную семью, все члены которой живут в согласии и любви. Проявите в соответствии с традициями милосердия, принятыми в культуре народов своего края, такт и внимание к детям-сиротам или живущим в неполной семье.

Рекомендации для занятий в семье: вспомните всей семьёй, как выбирали имя ребёнку. Напомните семейные истории о раннем детстве ребёнка, в которых участвуют все члены семьи, весёлые, трогательные эпизоды из семейной жизни с участием родителей и ребёнка. Если есть фотография, иллюстрирующая это событие, подготовьте к ней письменный текст. При желании ребёнок может выступить с рассказом по этой фотографии перед одноклассниками. Такие выступления можно подготовить к празднованию детских дней рождения в классе. Подберите фотографию к заданию 4 на с. 21 рабочей тетради.