БУДЬ ЗДОРОВ! - Урок 3 - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

БУДЬ ЗДОРОВ! - Урок 3 - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период;

• знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трёх народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края).

Метапредметные результаты:

• регулировать своё поведение во время игры по отношению к сверстникам;

• корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;

• формулировать правила здорового образа жизни весной;

• объяснять правила народных игр;

• контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Личностные результаты:

• понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период;

• осознавать важность благожелательного общения друг с другом.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы в национальных костюмах Республики Марий Эл и Татарстана; фотографии видов природы и архитектуры этих республик; магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Игровую часть занятия можно провести на прогулке или на уроке физкультуры как итог изучения народных игр в течение года.

Целеполагание. Учитель: «Ребята, зима уже позади. Скажите, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? В следующую зиму обязательно им следуйте! А весной, да и летом не забывайте о разумном поведении. Укреплять организм, закаливаться лучше всего начинать в тёплое время года и понемногу, советуясь со взрослыми. А что нужно делать, чтобы весной и здоровым остаться, и нагуляться вволю?» Дети отвечают.

Аналитический этап. Учитель пересказывает текст на с. 102 учебника, а затем спрашивает: «Какое занятие можно назвать лучшей школой здоровья для детей? (Народные игры.) Зимние игры каких народов России вы знаете? В какие игры играют весной в вашем крае? в вашем дворе? Какие игры или весенние развлечения вы с друзьями любите больше всего?» При этом учитель делится с детьми своими детскими воспоминаниями о дворовых или школьных играх, эмоционально рассказывает захватывающие истории из своего детства.

Учитель: «Пришла пора отправиться в новое воображаемое путешествие по нашей стране за новыми, весенними играми. Веди нас, волшебный клубочек! (Учитель прокатывает клубок по полу или столу.) Первая наша остановка — в Республике Марий Эл, у народа по имени марийцы. Столица республики — город Йошкар-Ола». Учитель говорит детям, насколько удалён этот край от их места жительства. Вместе с учениками обсуждает, как можно до него добраться (водным путём, на самолёте, на поезде, автобусе). Если это возможно, учитель включает запись марийской национальной мелодии, показывает кукол в национальных костюмах, фотографии видов природы и архитектуры Республики Марий Эл. Показывает расположение республики на политической карте России.

Учитель продолжает: «Игра, которую нам дарят дети Марий-Эл, называется «Бой петухов». Послушайте правила этой игры». Читает на с. 103 учебника или пересказывает правила, затем задаёт вопросы: «Почему во время игры необходимо соблюдать правила? Какие качества развивают игры с правилами?»

Тренировочные упражнения. Далее учитель предлагает детям поиграть в «Бой петухов». Опыт показывает, что игру нужно проводить последовательно с участием каждый раз одной пары. Остальные ребята образуют круг зрителей и внимательно следят за соблюдением правил поединка. При благоприятном эмоциональном климате дети сами называют себе партнёра. Учитель акцентирует внимание на правиле выбора партнёра: «Как подбираются пары в игре?» Он может и сам называть пары, так как игра с выраженным соперничеством может спровоцировать в условиях урока агрессию, способствовать закреплению ролей «лидер», «отвергаемый» среди учеников, неблагоприятно сказаться на самооценке отдельных учеников.

Аналитический этап. Учитель: «Дальше наш волшебный клубочек ведёт нас в Татарстан. (Снова прокатывает клубок по полу или столу.) Столица республики — Казань». Учитель рассказывает о том, сколько времени занимает путешествие в эту республику, показывает фотографии видов природы и образцов архитектуры, кукол в национальных костюмах, включает запись татарской национальной мелодии. После этого читает на с. 104 учебника или пересказывает правила игры «Бег по следу». Затем учитель уточняет понимание правил детьми: «Каким образом определяют победителей в татарской народной игре «Бег по следу»?» Рассматривает с детьми увеличенную схему игры и обсуждает её. Если позволяет площадь, то учитель может нарисовать мелом маршрут бега, и дети играют в игру «Бег по следу».

Тренировочные упражнения. После изучения правил марийской и татарской народных игр можно предложить детям выполнить задания № 1 и 2 на с. 56 рабочей тетради.

В заключение занятия учитель предлагает детям назвать игры, в которые им хотелось бы сыграть. Учитель: «Представьте, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объясните правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете». Роль корреспондентов могут выполнить куклы-помощники.

Аналитический этап. Учитель: «Ребята, впереди у вас много весенних дней. Ещё раз напомните мне, как нужно одеваться весной, чтобы остаться здоровым?

За весной придёт и лето. Эти замечательные дни я желаю вам провести в весёлых играх с хорошими друзьями, окрепнуть физически, укрепиться в честности, научиться договариваться с друзьями путём разговора и добрых шуток. Кому-то из вас нужно научиться уступать. Кто-то должен научиться добиваться победы. Третьему надо научиться проигрывать. Это тоже очень важное умение. Проигрывать умеют только сильные люди! И главное, всегда нужно сохранять бодрость ‘ духа. Скажите, в какие игры из тех, о которых мы узнали в наших воображаемых путешествиях, вы поиграете с друзьями? Какие игры вам особенно запомнились?»

Выводы и обобщения. В конце занятия учитель читает вывод урока на с. 105 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с играми народов своего края, подходящими для забав весенней порой в разную погоду.

Физкультминутки в форме изучаемых игр.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 102—104 учебника, задание № 3/на с. 57 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребёнку о том, как в детстве вы играли весной. По возможности организуйте эти игры вместе с ребёнком и его друзьями на улице. Играйте дома с детьми в настольные игры, особенно во время каникул ненастной порой.

Помогите ребёнку выполнить задание № 3 на с. 57 рабочей тетради.