БУДЬ ЗДОРОВ! - Урок 2 - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

БУДЬ ЗДОРОВ! - Урок 2 - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;

• знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края).

Метапредметные результаты:

• регулировать своё поведение во время игры по отношению к сверстникам;

• корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;

• формулировать правила здорового образа жизни зимой;

• объяснять правила народных игр;

• контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Личностные результаты:

• понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период;

• осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; 4—5 фишек. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Целеполагание. Учитель: «Ребята, сейчас я вам расскажу случай, который произошёл с поэтом Даниилом Хармсом:

Я шёл зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронёсся кто-то

На металлических Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!»

Кто может объяснить: что же увидел поэт? Какое слово в стихотворении помогает нам догадаться, о чём идёт речь? (Зимою.) Какие фотографии в учебнике (с. 48) подходят к этой загадке-стихотворению? Вы сами любите кататься на коньках и лыжах? Какие ещё вы знаете зимние забавы, затеи? За что вы их любите? Чем отличаются зимние игры от игр в другие времена года?» Дети отвечают, используя свой жизненный опыт.

Аналитический этап. Затем учитель задаёт ещё несколько вопросов, предлагая за ответами обратиться к учебнику: «Как укреплять здоровье зимой? При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика? Почему? Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?» Учитель: «А сейчас я прочитаю вам рассказ из учебника. Нескольким желающим из учеников я раздам фишки. Задание для этих ребят такое: выбрать из текста, который я буду читать, ответ на один из заданных вопросов, отметить его фишкой в учебнике, а после прочтения всего текста пересказать ответ всему классу. Какие качества придётся проявить этим ученикам?» (Внимательность, терпеливость. Ведь придётся дождаться конца чтения и своей очереди.) Учитель раздаёт вызвавшимся детям фишки. Читает текст на с. 48—49 учебника, дополняя его информацией о старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совёнка» (с. 123 учебника). По очереди ещё раз задаёт уже прозвучавшие вопросы. Выбранные ученики отвечают. При необходимости остальные учащиеся помогают отвечающим.

Тренировочные упражнения. Учитель продолжает:.«Теперь мне хочется спросить всех. К какой части прочитанного относится картина Ф. Сычкова «С гор», которую вы видите на с. 49 учебника? (Старинные зимние забавы.) Рассмотрите картину и составьте по ней короткий рассказ. Обратите внимание, какое настроение у героев картины, какова их одежда. Опишите, как они относятся друг к другу. Можно ли их назвать друзьями? (Дети составляют рассказы.) А вот какие санки были в старину! (Дети рассматривают фотографию старинных санок на с. 49 учебника.) Чем они отличаются от современных? Самое главное их отличие в том, что такие санки часто делал и расписывал для своих ребят сам хозяин дома. Вот и цветут на них дивные цветы, нарисованные с любовью. Одинаковых санок в старину, не было. С детства и сами дети приучались к тому, что любую вещь можно украсить, особенно если она сделана для любимых людей».

Аналитический этап. «Посмотрите ещё раз на картину. Можно ли назвать ребят на ней здоровыми, крепкими? Как вы думаете, в чём секрет их здоровья? Как нам постараться обратить себе на пользу особенности зимней погоды? Вспомните сначала, каковы правила сохранения и укрепления здоровья осенью». После ответов учитель предлагает всему классу прочитать про себя на с. 49 учебника первый абзац о закаливании в зимнее время. Затем один из учеников пересказывает его содержание.

Учитель: «Ребята, часто ли взрослые делают вам замечания? Вам это нравится? Честно скажите, бывает так, что вам не хочется к этим замечаниям прислушиваться? Вы не обращаете на них внимания? Вот и наши друзья сегодня недовольны. Давайте послушаем их разговор». Учитель достаёт кукол-помощников и разыгрывает диалог:

«Девочка:

— Привет! Пойдём на коньках кататься! Как вчера!

Мальчик (грустно):

— Привет...

Девочка:

— Ты чего грустишь? Заболел?

Мальчик:

— Ничего не заболел. Родители не пускают. Говорят, что лёд на пруду может провалиться. И на санках не пускают. Говорят: «Дорога рядом, машины ездят». Да еще и шарф заставляют надевать...»

Учитель: «Ребята, вот вы сейчас услышали жалобы нашего друга. Как вам кажется, правильно ли он обижается? Или родители всё-таки правы?» Учитель предоставляет детям возможность высказаться. Подкрепляет высказывания детей историями из собственного опыта, убеждающими в небезопасности беспечного отношения к зимним забавам. Учитель предлагает ещё раз послушать текст учебника о том, что зима вовсе не безобидное время, и читает соответствующий отрывок на с. 49 учебника.

Тренировочные упражнения. Учитель: «Вот теперь, когда вы и сами много рассказали, и послушали советы учебника, что бы вы могли сказать нашим помощникам? Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?» Дети отвечают. Учитель, обращаясь к куклам-помощникам: «Слышите? Даже ваши ровесники согласны, что зимой необходимо быть осторожными. Тогда зима подарит вам только радость и веселье, станет настоящим праздником. Снежные и морозные зимы — богатство России. Ведь суровая зимняя погода воспитывает сильных, здоровых, трудолюбивых и выносливых людей. Надо только разумно использовать этот дар природы и выполнять необходимые правила безопасности».

Аналитический этап. Продолжая урок, учитель переходит к теме игр и говорит: «Снег, мороз — подарок природы, особенность зимы. А как вы сами можете повеселить себя, отдохнуть зимой на улице? Конечно, играя. Игры каких народов России вы уже знаете? Как они помогают быть здоровыми и сильными?»

Тренировочные упражнения. Далее дети выполняют задания № 1 и 2 на с. 26 рабочей тетради.

Учитель: «Мы уже с вами были в Бурятии на празднике Белого месяца. Давайте-ка снова побываем в этой гостеприимной республике!» Учитель читает текст игры «Рукавицу гнать» на с. 50 учебника. Спрашивает, на какую знакомую детям игру она похожа. Разбирая с учащимися схему этой игры на с. 51 учебника, задаёт вопросы: «Что на схеме обозначают красные треугольники? Кто изображён значком синего треугольника? Что обозначают стрелки на схеме? Как узнать по схеме, у кого из игроков рукавица?» После этого учитель спрашивает детей: «Бурятская игра проводится дома или на улице? Как её изменить для проведения на свежем воздухе? »

Выводы и обобщения. Завершая занятие, учитель или один из учеников зачитывает вывод урока на с. 51 учебника.

Региональный компонент. Познакомьте детей с играми народов своего края, подходящими для забав зимней порой в разную погоду (игры на свежем воздухе, игры в помещении).

Физкультминутки. Предложите детям поиграть в бурятскую игру «Рукавицу гнать» под произвольную музыку.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 48—50 учебника, задание № 3 на с. 27 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребёнку о том, как в детстве вы играли зимой. По возможности организуйте эти игры вместе с ребёнком и его друзьями (дома или на улице).

Рассмотрите с ребёнком фотографии из семейного альбома, относящиеся к зимнему досугу.

Выполните вместе задание № 3 на с. 27 рабочей тетради.