Р/Р ТЕМА ТЕКСТА

Русский язык - разработки уроков

Р/Р ТЕМА ТЕКСТА

Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Определение темы текста.

Учитель читает стихотворение, опустив его название.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Пролетный дождь стучит.

С. Маршак

Сообщение учителя: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

III. Работа с текстом.

Ø Задание. Прослушайте текст, определите тему.

Кони в золоте лучей

Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.

Вопросы и задания:

– Удачно ли озаглавлен текст?

– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.

– Где можно расширить повествование?

– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?


IV. Выполнение упражнения 79.

V. Сообщение учителя.

Каждое слово имеет значение в раскрытии темы. Например, темы «Снег» и «Первый снег» – близкие, но разные. Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию темы.

Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включать в себя несколько узких. Но и узкая тема может быть рассмотрена в работе.

Ø Задание 1. Определите узкие или широкие темы:

«Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».

Ø Задание 2. Подберите и запишите узкие темы к широкой «Ученье свет, а неученье тьма».


Домашнее задание: упражнения 80, 81 или написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Однажды летом…» (осенью, зимой, весной).