Развитие речи. Публичная речь - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Развитие речи. Публичная речь - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: дать понятие о публичной речи; познакомить с особенностями публичной речи и требованиями к ней; развивать устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать особенности публичной речи; владеть навыками устной речи, публичных выступлений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 220 — чтение и обсуждение планов, разбор трудных случаев пунктуации.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение теоретического материала (§ 40, с. 152—153).)

— Что такое публичная речь?

— Что общего в понятиях “публичный” и “публицистический” и чем они различаются?

— Каковы особенности публичной речи?

2. Слово учителя

Важной отличительной чертой публичного выступления является заинтересованность выступающего. Это залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после 5—10 минут притупляется. Речь выступающего должна держаться на основной оси — содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приёмов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.

Важно подготовить такое выступление заранее: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать “по бумажке”, а убеждать слушателей в том, что для вас хорошо знакомо. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает её, это вызывает уважение, интерес, а значит, и внимание слушателей.

Всего этого не так просто добиться. Для начала можно иметь перед глазами план, чтобы не терять нить выступления, порепетировать дома, перед родителями, перед друзьями, даже перед зеркалом — тогда вы сможете внести коррективы в свою речь и более свободно чувствовать себя перед аудиторией. Каждому из вас не раз придётся выступать перед слушателями, будь то класс или студенческая группа, коллеги или избиратели, так что лучше подготовиться заранее.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 221 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 222 — обсуждение домашнего задания.

V. Подведение итогов урока

— Каковы требования к публичным выступлениям?

Домашнее задание

1. § 37—40.

2. Упр. 222.

3. Контрольные вопросы и задания (с. 155).