Союзные и бессоюзные сложные предложения - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Союзные и бессоюзные сложные предложения - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с основными видами сложных предложений: сложносочинёнными и сложноподчинёнными; научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; развивать умение находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки предложения; уметь различать сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Выберите грамматически правильное продолжение предложения и запишите.

Определив основную проблему текста,

1) вы должны грамотно сформулировать её.

2) возникла идея записать её в форме вопроса.

3) это помогло в написании сочинения.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 44 — обсуждение заданий; составление схем предложений на доске.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 27).)

2. Анализ схемы

Комментарии

Для удобства введём условные обозначения: ССП — сложносочинённые предложения, СПП — сложноподчинённые, БСП — бессоюзные.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 46 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

2. Упр. 48 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

2. Синтаксический разбор предложения

Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое. (В. Арсеньев)

V. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся сложные предложения?

— На какие группы делятся сложные союзные предложения?

— Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

Домашнее задание

1. § 8.

2. Упр. 47.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

(Упр. 50 — по четырём вариантам, с последующим обсуждением.)

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 47 — обсуждение заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Определение видов сложных предложений

— Запишите предложения под диктовку, определите грамматические основы, вид связи, составьте схемы предложений.

1) Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 2) Конные ехали, пешие шли за возами. (Я. Гоголь) 3) Весь следующий день посвящён был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. (Я. Гоголь) 4) У меня от радости перехватило дыхание, и сердце забилось сильнее.

2. Творческий диктант

— Закончите предложения так, чтобы получились сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

1) Пульт от телевизора не работал, потому что ...

2) Был ещё март, но ...

3) На арену выскочили акробаты, ...

4) Оранжевый цвет относится к тёплым, а ...

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 49 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

2. Упр. 51 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).

— Составьте с ними предложения.

3. Подготовка к сочинению

(Упр. 52 — чтение и обсуждение текста, устное описание репродукции.)

V. Подведение итогов урока

— Какую роль играют средства связи в сложном предложении? (Объединяют простые предложения и выражают смысловые отношения в них.)

Домашнее задание

1. § 8.

2. Упр. 52.