Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Резюме - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Резюме - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: познакомить учащихся с резюме как краткой автохарактеристикой с элементами автобиографии; научить создавать текст резюме и отличать его от официально-деловой автобиографии; систематизировать знания учащихся об официально-деловом стиле речи и языковых средствах в нём.

Оборудование: раздаточный материал, таблица, схема.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Чем отличается официально-деловой стиль от других стилей?

• На какие разновидности подразделяется официально-деловой стиль?

• Что такое «автобиография»?

• Чем она отличается от биографии?

2. Проверка домашнего задания

(слушание 2—3 автобиографий)


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Способов трудоустроиться — достаточно много. Но какой бы из них вам не приглянулся, вы, видимо, не обойдётесь без резюме. И если вы не имеете представления, что это такое и как разумно и корректно составить этот важнейший документ, вы легко можете уступить более успешным соперникам в борьбе за хорошую работу. Чтобы такого не произошло, попытайтесь не лишить себя шансов на успех.

Вполне возможно, что удачно составленное резюме подтолкнёт потенциального работодателя не только пригласить вас на собеседование, но и впоследствии сделать вас одним из сотрудников. В итоге, резюме — это не просто листок бумаги, на котором написано, в каком ВУЗе вы учились или где работали. По этому документу, как правило, о вас составляют первое впечатление!


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Словарная работа

Резюме — (от франц. resume — излагать вкратце) — документ, содержащий краткие биографические сведения, характеризующие уровень образования, профессиональные навыки и опыт работы претендента на вакантное место.

Претендент — (от позднелат. praetendens— заявляющий притязания) — лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания, первенства в соревновании и т. д.

Вакансия — (от лат. vacans — пустующий, свободный) — незамещённая должность в учреждении, учебном заведении, на предприятии.

Хронология — (от греч. хронос и логос) — последовательность исторических событий во времени; наука об изменении времени.

Кандидат — (от лат. candidatus — буквально — одетый в белое; в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу) — лицо, выдвигаемое для занятия какой-либо должности или для приёма в какую-л. организацию.

Рекомендация — (от ср. век. лат. recommendatio) — письменный или устный благоприятный отзыв; совет).


2. Сообщение учителя (с попутным конспектированием учащимися основных положений)

Создать резюме, которое с большой долей вероятности попадёт в «десяточку», в принципе, возможно. Как показывает практика, единственное, что для этого необходимо, это сообщать в нём именно ту информацию, которую хочет видеть работодатель. Допустим, ему важно знать, на какую должность вы претендуете. Собираетесь, например, стать менеджером по поставкам, так и укажите. Бредите увидеть себя на месте секретаря в приёмной генерального директора — так и пишите в резюме.

Естественно, что только заявить свои планы насчёт развития собственной карьеры — это недостаточно. Мало ли о чём вы мечтаете! В своём резюме вы должны убедить, что можете качественно выполнять должностные обязанности. На помощь вам придёт собственный трудовой опыт. Но это произойдёт лишь в одном случае: если его описание не будет похоже на примитивную анкету, где самое важное — ничего не забыть, всё перечислить. В резюме другая цель: показать, что вы действительно специалист, и вам уже приходилось справляться с подобными задачами, и вы отлично в этом разбираетесь.

Помимо имени, адреса и номеров телефонов удачно составленное резюме имеет четыре отдельных раздела: образование, профессиональное обучение и сертификаты, опыт работы, специальные технические навыки.

Образование необходимо указывать в резюме первым. Именно этим фактом в первую очередь интересуются многие работники служб найма и отделов кадров.

Не используйте больших повествовательных блоков. Организуйте текст резюме в виде списка отдельно выделенных утверждений, облегчая тем самым его восприятие. Известен факт, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Старайтесь во всём резюме пользоваться одним и тем же стандартным деловым шрифтом. Частое использование курсива или необычных шрифтов могут сделать его трудночитаемым не только для человека, но также и для сканеров.


3. Ознакомление с опорной карточкой «Резюме» с тезированием основных положений (карточки разложены на каждой парте)

Резюме — это документ о личных, образовательных и профессиональных данных. Составляется во время приёма на работу. Особенностью такого документа является сжатость (его размер, как правило, не превышает 1 листа). В резюме сведения о профессиональной деятельности и образовании излагаются в обратном хронологическом порядке.

Это не постоянный документ. Содержание и форма должны постоянно обновляться. Резюме можно использовать как приложение к заявлению о приёме на работу, как источник информации для заполнения анкет, для справки при общении с работодателем по телефону и, наконец, как список своих достижений. Не существует строгих нормативных правил, как составлять резюме. Но работодатели должны увидеть Ваши сильные стороны и разнообразие Ваших талантов.


Требования к составлению резюме


Требования

Комментарии

1

Краткость

Объём текста равен 1 странице

2

Уместность

Пишите только о том, что имеет отношение к данной работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.

!!! Если в армии вы отвечали за строевую подготовку, это ещё не означает, что Вы сможете работать воспитательницей детского сада

3

Правдивость

Представляйте только ту информацию, которую Вы можете полностью подтвердить.

Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться

4

Уникальность

Пишите о том, что характеризует именно Вас, отличает Вас от большинства других кандидатов.

!!! Я думаю, компания по торговле недвижимостью оценит мою похвальную грамоту по математике в 3-м классе и бронзовую медаль за прыжки в длину — в 5-м

5

Хороший стиль изложения

Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона

6

Грамотность

Грамматические ошибки недопустимы

7

Приятное оформление

Используйте только белую бумагу хорошего качества формата А4, чёткий шрифт, текст печатайте на качественном принтере


Структура резюме

Персональные данные

• Фамилия, имя, отчество;

• дата рождения;

• гражданство;

• домашний адрес: индекс, город, улица, дом, квартира;

• телефон.

Цель

На получение какой должности и почему Вы претендуете.

Образование (в обратном хронологическом порядке)

• Год окончания последнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация.

• Год окончания предпоследнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация и т. д.

Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)

• Годы работы на последнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы.

• Годы работы на предпоследнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы и т. д.

Помимо этих основных разделов можно указать круг интересов, дипломы и сертификаты.

Дополнительные сведения

• Знание иностранного языка.

• Компьютерная грамотность.

• Рекомендации (рекомендация (от ср. век. лат. recommendatio) — письменный или устный благоприятный отзыв; совет).

• Ваши уникальные способности.


4. Практическая работа

а) Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

• Какие профессионально-важные качества секретаря-референта вы можете назвать (учащиеся называют — учитель корректирует и записывает на доске)?

• Внимание, усидчивость, работоспособность;

• высокий уровень интеллектуального развития;

• умение пользоваться ПК и компьютерными программами;

• высокий уровень исполнительской дисциплины;

• гибкость мышления;

• умение работать с дополнительной литературой и др.

б) Ролевая игра: самостоятельная работа по составлению резюме на получение должности секретаря-референта

в) Слушание нескольких текстов резюме, их редактирование


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа (прием «Микрофон»)

• Что такое резюме?

• Кому адресуют резюме?

• Какие «золотые правила» существуют для составления этого документа?

2. Заключительное слово учителя

Резюме, отправленное работодателю,— хоть и не личный, но первый контакт с ним. Резюме является вашей визитной карточкой и при правильной его подготовке может сыграть решающую роль, обеспечив последующее благожелательное обсуждение вашей кандидатуры.


VI. Домашнее задание

Составить резюме для своих родителей (в тетради).