Итоговое повторение. Основные случаи дефисных написаний - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Основные случаи дефисных написаний - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: систематизировать правила, регулирующие основные случаи дефисных написаний; обобщить теоретические сведения о служебных частях речи; закрепить соответствующие орфографические навыки учащихся.

Оборудование: обобщающие таблицы, учебные тексты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Мотивация учебной деятельности

В языке нет хаоса, всё в нём подчиняется языковым закономерностям, изучая которые, языковеды создают правила правописания и произношения. Грамотное письмо — признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.


III. Актуализация опорных знаний

Работа с обобщающей таблицей (с комментариями учителя и конспектированием основных положений)

Таблица расположена на доске.


Дефисные написания слов


Через дефис пишутся

Примеры

Сложные слова

1. Существительные

• состоящие из двух самостоятельных слов;

• обозначающие промежуточные стороны света;

• имеющие пол- и вторую часть, начинающуюся с л, большой буквы, гласной.

2. Прилагательные

• образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и);

• образованные от существительных, которые пишутся через дефис;

• обозначающие цвет.

3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов.

4. Сложные предлоги

лётчик-космонавт

северо-восток

пол-лимона

пол-Киева, пол-арбуза


русско-украинский

юго-западный

ярко-красный

нежданно-негаданно

из-за, из-под

Неопределённые местоимения и наречия

С приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь

кое-что, кто-то, куда-либо, как-нибудь

Наречия

Образованные

• от прилагательных с помощью приставки пои суффиксов — -и, -ому (-ему);

• от числительных с помощью приставки во- (в-) и суффикса -ых (-их)


по-братски, по-доброму, по-прежнему

во-вторых, в-третьих

Частицы

-то, -ка, -таки

наш-то, возьми-ка, узнал-таки


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Словарный диктант

Обозначить и объяснить повторяемые орфограммы.

Дом-музей, ярко-красный, пол-оборота, навстречу, северо-восточный, как будто, пол-Киева, наподобие, киловатт-час, из-под, по-товарищески, ввиду (отъезда), в продолжение (всего дня), во- вторых, в течении (года), по-новому, по мере, нежданно-негаданно, однако же, вроде, кто-то, то есть, по причине, насчёт, во что бы то ни стало, кое-кто, принеси-ка, для того чтобы, вместо, из-за, вследствие, древнерусский, по-летнему (греет), по летнему (лесу).


2. Практическая работа

Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Графически обозначить условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания слов.

1) (В)дали на (северо)западе поднялась гряда гор (А. Толстой). 2) А (в) (не)проглядно(тёмном) небе до зари звучали стонущие и куда(то) зовущие голоса журавлиных стай (М. Шолохов). 3) Кудрявые кусты сирени (кое)где как(будто) посыпаны чем(то) белым и лиловым (А. Толстой). 4) Меж двумя рядами изгороди (кое)где проглядывала из(под) снега колея заброше(н,нн)ой (не)хоже(н,нн)ой дороги (Б. Полевой). 5) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку теперь(же) (н..)где (не)было даже кустов (в)следстви.. чего (не)льзя было сказать куда свернёт протока (в)лево или (в)право (В. Арсеньев). 6) Снегу было мало снежных буранов то(же) а (по)тому мало шло по реке льдин (С. Аксаков). 7) (По)ясному небу (едва)едва неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые как весенний запоздалый снег (И. Тургенев).


3. Лингвистический практикум (работа в парах)

Переведите на русский язык.

ФОРМУЛА ВИХОВАНОСТІ

Нам усім часто доводиться дискутувати з якогось питання. І коли чуєш категоричне: «Та не бери ти цю книжку, кажу тобі, читай яку-небудь іншу» або «Хіба ти розумієш що-небудь у мистецтві?»,— вести дискусію якось уже й не хочеться. Будь-які прояви безтактності ображають не менше, ніж грубість.

Як же поводитись. щоб не бути безтактним? Є одне універсальне правило, що допомагає за будь-яких обставин якось зорієнтуватися. Поважай чужі смаки, чужу позицію, навіть тоді, коли вона в чомусь тобі не подобається або ти з нею не згоден. Прагни бути завжди чемним і чуйним до людей.


4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

Обобщите основные правила дефисного написания слов. Подтвердите свой ответ примерами.


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.