БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Орфографическая работа.

Присутствовать на премьере спектакля, примитивный подход к решению проблемы, преломляться в сознании большинства людей, пренебрегать опасностью, беспрестанно пререкаться.


II. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) «Сказка — воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном»,— утверждал К. Паустовский. 2) Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки,— было ледяным и обжигало пальцы. (К. Паустовский.) 3) Дереву цена по плодам, человеку — по делам. (Пословица.)


III. Объяснение нового материала.

Чтение § 17, анализ примеров параграфа.


IV. Тренировочные упражнения.

1. Спишите предложения. Объясните постановку тире. Устно произведите синонимическую замену сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

(Следует обратить внимание учащихся на то, что тире в бессоюзном сложном предложении требует повышения голоса в первой части предложения и продолжительной паузы.)

Образец выполнения.

1) Настанет вечер — загорятся на небе звезды.

2) Май холодный — год хлебородный.

3) Грянул гром — по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

(Я. Полонский.)

когда (время)

если (условие)

(быстрая смена событий или неожиданный результат действия)


1) Он засмеется — все хохочут, нахмурит брови — все молчат. (А. Пушкин.) 2) Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат. (М. Лермонтов.) 3) Ввысь взлетает сокол — жмется уж к земле. (И. Крылов.) 4) Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов.) 5) Стало светать — можно было рассмотреть отдельные предметы. 6) Костров нельзя было разводить — легли спать не раздеваясь. 7) Спать долго — жить с долгом. (Пословица.) 8) У зайцев шерсть побелела — зима близко.

2. Упр. 230, 231 (синонимическая замена предложений, устно).

3. Упр. 232 (письменно).


Домашнее задание: упр. 240, 241; вопросы для повторения (с. 108).