Вставные слова, словосочетания и предложения - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Вставные слова, словосочетания и предложения - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Урок 83. Вставные слова, словосочетания и предложения (§ 62)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначениями вставных конструкций, правилами выделения вставных конструкций в устной речи и на письме, 2) научить обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания, 3) сформировать умение употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте.

I. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

— Какие слова в предложении называются вводными?

— Какова роль вводных слов в предложении?

— Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?

— Назовите опознавательные признаки вводных предложений. Перечислите виды вводных предложений.

• Проверка упр. 378, 383.

II. Орфографическая работа.

Сделать по-моему, по моему предложению, выполнить точь-в-точь, всё-таки встретиться, греет не по-весеннему, явиться нежданно-негаданно, двигаться еле-еле, говорить по-французски, северо-западный ветер, белокаменный дом, свежезамороженные фрукты.

III. Знакомство с новым материалом.

Рекомендации учителю: сообщите учащимся, что в предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения, поправки. Они увеличивают объём информации, которая содержится в предложении. Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции не делают предложение сложным: если оно было простым, то таким и остаётся. На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным знаком — скобками, иногда — тире. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи. Вставные конструкции в устной речи произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены.

На доске записывается предложение.

В самом центре Азии, за лесами, за снежными перевалами лежит почти неизведанная страна Тофалария (тофы — самая малочисленная народность нашей страны), страна оленеводов и охотников.

Задания для учащихся:

1. Найдите в предложении вставную конструкцию, определите её назначение (она увеличивает информацию, которая содержится в предложении).

2. Обратите внимание, как на письме выделяется вставная конструкция.

3. Чтение теоретического материала на с. 213 (§ 62).

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 385 учащиеся анализируют употребление вставных конструкций в тексте, определяют назначение вставных конструкций:

а) обогащение содержания предложения;

б) пояснение мысли;

в) уточнение мысли.

Ученики обращают внимание на знаки препинания (скобки, тире).

2. Из упр. 387 выписывают предложения со вставными конструкциями, конструкции заключают в скобки.

3. Творческая работа по упр. 389.

4. Диктант “Проверь себя”.

К концу охоты, словно на прощание, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(И. Тургенев)

Задания к тексту:

1. Определите назначение вставных конструкций.

2. Определите значение вводных слов.

V. Домашнее задание: учить правила на с. 213 (§ 62); сделать упр. 390.