Диалог - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Диалог - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

• Послушайте диалог. Отметьте особенности построения диалога.

— Ты что делаешь?

— Ничего.

— А ты что?

— Да я ему помогаю.

• Какой порок высмеивает данный диалог?

• Как нужно оформить текст данной пословицы на письме? Запишите.

• Представьте реплики диалога в схемах.

II

• Послушайте стихотворение В. Куприянова. О чём оно? Отметьте его интонационное богатство.

• Как называется такая форма речи, которая представлена в данном стихотворении? Какого пунктуационного оформления она требует?

Встреча

— Там, где ты был, какая погода?

— Держится лето с прошлого года, солнце взошло и никак не заходит, будто бы в нас оно что-то находит.

— Да? А у нас нет конца листопаду, словно по морю, проходишь по саду, видишь, вон стелется зыбью дорога, там под листвой заблудившихся много.

— Что же, дорогой пора обменяться, мне в листопаде вашем скитаться...

— Мне уходить дорогой рассвета, чтобы увидеть вечное лето.

— Я тебе пожелаю в пути оглянуться!

— Я тебе пожелаю дойти и вернуться!

• Запишите стихотворение под диктовку.

III

• Послушайте текст. Какова его главная мысль? Как построен текст? В какой его части звучит разговор двух лиц? Как называется такая форма общения? Каких знаков препинания в письменной речи требует?

6 августа 1961 года в космос полетел Герман Титов. Больше суток пробыл Герман Степанович в космосе, сделав 17 витков вокруг Земли и пролетев 700 000 километров. Титов снимал киноаппаратом Землю, наблюдал с помощью медицинских приборов за состоянием своего организма.

— Страшно было в полёте? — спросили у космонавта, когда он вернулся на Землю.

— Мне, как и всякому человеку, не чужд страх, — ответил Титов. — Но я с детства учился владеть собой и одолевать это неприятное чувство.

(К. Курбатов)

• Запишите текст под диктовку.

• Проведите синтаксический разбор предложения 2 текста. Чем оно осложнено? Вспомните правило оформления деепричастных оборотов на письме.

IV

• Послушайте текст. Какова его главная мысль?

Однажды в Финляндии, на берегах Ладоги, я сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то, средних лет, прошёл мимо, и мой маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. Я спросил его:

— Кто этот человек?

Необычайно серьёзно мальчик ответил:

— Это учитель.

Я снова спросил:

— Это ваш учитель?

— Нет, — ответил мальчик, — это учитель из соседней школы.

— Вы знаете его лично?

— Нет, — ответил мой юный друг.

— Почему же вы его приветствовали так почтительно?

Ещё более серьёзно малыш ответил:

— Потому, что он Учитель.

(Н. Рерих)

• Запишите текст под диктовку. Как вы оформите на письме ту часть текста, где происходит разговор двух героев?

• Найдите в тексте уточнение, выделите его графически, уточняемое слово возьмите в рамочку.

• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по тексту. Сформулируйте проблему, поднятую Н. Рерихом. Определите основную мысль текста и сформулируйте авторскую позицию. Выскажите своё мнение. Аргументируйте свою позицию, опираясь на знания и читательский опыт.

V

• Послушайте текст. О каком языковом явлении в нём говорится?

Кто такой Владимир Иванович Даль? Что вы знаете об этом человеке?

Как-то встретились В.И. Далю два монаха. Они держали в руках кружку: собирали деньги на строительство церкви.

— Откуда будете, батюшка? — спросил Даль одного.

Монах ответил:

— Из Вологды.

— Да родом-то откуда? — допытывался Даль, удивляясь новгородскому произношению монаха.

— Да я тамодний, — пробормотал монах смущённо.

Даль улыбнулся: слово “тамодний” выдаёт истинного ярославца. — А не ярославские вы, батюшка? — весело спросил Даль.

Монах бухнулся в ноги Далю. Под монашескими рясами скрывались беглые воры.

(Из журнала)

• Как построен текст? Как нужно оформить диалог?

• Запишите текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.

• Найдите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните его правописание.

• Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Обстоятельство подчеркните, укажите способ его выражения. Определяемое слово возьмите в рамочку.

• Выделите орфограммы наречий.

VI

Вспоминая своё детство, свой родной Шекер, Ч. Айтматов говорит: “Старики нашего аила спрашивали строго, и каждый мальчишка знал свою родословную до седьмого колена. На этом зиждилась память народа, на этом крепилось сцепление поколений. Я пытался как- то сказать об этом в “Белом пароходе”, в разговоре мальчика с шофёром машины. Мальчик был удивлён, что есть люди, которые могут жить, не помня предков.

— Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? — спросил мальчик.

— Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего... Живу нормально.

Мальчик призадумался, потом сказал:

— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то никто не станет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей об этом не будут помнить. И никто не станет делать хорошие дела, потому что всё равно дети не будут об этом знать...

Эта простонародная философия взята мною из детства, из наставлений шекерских стариков. Я шекер и по сей день чту нашу добрую традицию... Это обязывает потомков жить, памятуя о чести и достоинстве предшественников”.

(Из газеты)

• В чём особенность композиции записанного вами текста?

• Какие из способов передачи чужой речи использованы в тексте?

• Объясните пунктуацию, с помощью которой оформляются в тексте предложения, передающие чужую речь.

• Укажите в тексте местоимения, определите их разряд.

• Перечитайте строки, в которых мальчик объясняет, зачем надо знать о своих предках. Убедительными ли кажутся вам его слова?

• Как бы вы ответили на вопрос: “Зачем нужно изучать родословную, зачем надо знать имена своих предков, историю их жизни, их дела?”

• Подберите к тексту заголовок, который будет отражать его главную мысль.