ДИАЛОГ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ДИАЛОГ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами пунктуационного оформления диалога; обучения соотнесению структуры предложения с его схематической записью, анализу языковых средств, помогающих автору в реализации замысла произведения, объяснению текстообразующей роли диалога как вида прямой речи, составлению его графической схемы, использованию логическими синонимами для более точного обозначения характера речи

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: схемы предложений; предложения для организации и проведения повторения; текст диктанта

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение изученного материала

На доске записаны предложения.

1) Его можно приручить.

2) Не грусти, мама.

3) Стой, кто бежит?

4) Как здорово плавать в реке.

5) Знать историю своего города необходимо.

6) Теперь я не пропаду.

Вставляют в предложения комментирующую часть в соответствии со схемами

Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Работа по теме

урока

Дает задание ознакомиться с теоретическим материалом

на с. 233 учебника.

- Сколько реплик в вашем диалоге?

- Какие из них вы употребили без комментирующей части, а какие - с ней?

Знакомятся с материалом, составляют и записывают диалог, читают выразительно по ролям, комментируют.

Отвечают на вопросы.

Читают правила в учебнике на с. 234

Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют навыками работы с учебной статьей

IV. Закрепление

изученного материала

1. Дает задание выполнить упр. 414.

Списывают диалог, вставляя знаки

препинания, заменяя глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами

конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют

контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку сверстников, учителя

2. Дает задание выполнить упр. 412.

Выполняют задание устно. Читают наизусть отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети” по ролям, анализируют языковые средства, объясняют текстообразующую роль диалога.






3. Организует и проводит словарную работу.

Обращает внимание на ударение в словах, данных в рамке

на с. 234 учебника.

4. Дает задание выполнить самостоятельную работу

по упр. 416.

5. Проводит диктант. (См. Ресурсный материал.)

Читают слова, составляют предложения с ними.

Выполняют самостоятельную работу.

Пишут диктант

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упр. 414, 417 (по выбору)

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск

средств их решения


Ресурсный материал

Диктант

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

Июнь 1941 года. Последние экзамены. Зоя переходит в десятый класс, а через несколько дней начинается война. Зоя хочет стать бойцом, уходит добровольцем в истребительный батальон. Она прощается с матерью и говорит ей:

- Не плачь, родная. Вернусь героем или умру героем.

И вот Зоя в казарме, в большой и показавшейся ей суровой комнате, перед столом, за которым сидит командир отряда. Он долго и испытующе вглядывается ей в лицо.

- Не боитесь?

- Нет, не боюсь.

- В лесу, ночью, одной ведь страшно?

- Нет, ничего.

- А если врагу попадетесь, если пытать будут?

- Выдержу...

Ее уверенность подкупила командира, он принял Зою в отряд.

(В. Лидин.)