Трудные случаи выражения дополнений - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Трудные случаи выражения дополнений - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: разъяснить трудные случаи выражения дополнений.

Методические приемы: объяснение учителя, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Выбрать словосочетания из следующего ряда:

Кожаный мяч, слово и дело, пиджак велик, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, около школы, кафе напротив, пять уроков. (Кожаный мяч, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, кафе напротив, пять уроков.)

Примечания: 1) продолжали учиться, бить баклуши — неделимые словосочетания; 2) остальные слова не являются словосочетаниями: слово и дело — сочинительная связь, пиджак велик — основа предложения, около школы — существительное с предлогом.)


II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

— Что называется дополнением?

— Назовите способы выражения дополнений. Приведите примеры.

2. Упр. 166 — взаимопроверка орфографии; устный разбор упражнения «по цепочке».

3. Работа над речевыми нормами: упр. 170 — проверка «по цепочке».

(Ответы: 1) Мы очень тревожились за наших волейболистов. 2) Все особенно беспокоились о капитане. 3) Мы были бы рады предостеречь их от возможных ошибок. 4) Но сами игроки были полны уверенности в успехе. 5) Вера в победу очень помогла им. б) Первенство было завоевано командой вполне заслуженно. 7) Тренер был удостоен специальной награды.)


III. Разъяснение трудных случаев выражения дополнений

1) Случаи, когда дополнение выражается инфинитивом (объяснение учителя и задания ученикам).

Вспомним, что инфинитив может выступать и как часть сказуемого. Как же различить роли инфинитива?

Задания и вопросы:

— Распространите глаголы, записанные на доске, инфинитивами, т. е. образуйте словосочетания, в которых инфинитивы будут зависимыми словами: советовать, рекомендовать, просить, умолять, приказать, уговорить, предложить. (Советовал заниматься, рекомендовали напечатать, просит уйти, умоляла оставить, приказал встать, уговоришь рассказать, предложил прочитать.)

— А теперь составьте предложения с этими словосочетаниями.

— Чье действие обозначают глаголы в личной форме? (Действие подлежащих.)

— Чье действие обозначают глаголы в неопределенной форме? (Действие лица, независимого от подлежащего.)

— В какой роли выступают в этих предложениях инфинитивы? (В роли дополнений.)

— Определите роль глагола-инфинитива в следующих предложениях: Я начал заниматься по-настоящему только сейчас. Наша команда продолжает упорно тренироваться. (В роли части составного глагольного сказуемого.)

— Чье действие обозначают глаголы в личной форме и в форме инфинитива? (Действие одного и того же лица — подлежащего.)

Вывод. Инфинитив-дополнение и глагол в личной форме обозначают действия разных лиц, а инфинитив-сказуемое и глагол в личной форме обозначают действие одного лица. Кроме того, инфинитив-дополнение зависит от сказуемых со значением волеизъявления.

Для закрепления выполним упр. 164.

2) Прямое и косвенное дополнения.

Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога и зависит от переходного глагола-сказуемого: делаю (что?) уроки, смотрю (что?) фильм, читаю (что?) письмо.

Форма винительного падежа в некоторых случаях может заменяться формой родительного падежа для выражения части от некого целого. Например: съел (что?) картошку (всю), съел(чего?) картошки (часть); выпил (что?) молоко (всё), выпил (чего?) молока (часть) и т. п.

Выполним упр. 167 (устно).

Форма родительного падежа появляется у прямого дополнения и в тех случаях, когда переходный глагол употребляется с отрицанием не: не видел фильма, не нашел тетради, не закрывай окна.

Выполним упр. 168 (устно).


IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках: пейзаж, троллейбус, решение, постановление, резолюция, пьеса, артист, актер.


Домашнее задание

§ 16; составить предложения, в которых слова (см п. IV) выступают как дополнения.