ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цель урока: формирование умений: 1) интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами; 2) правильно ставить знаки препинания при них.


I. Проверка домашнего задания.

II. Повторение правописания предлогов.

1. Работа с таблицами.

Предлоги

Имена существительные

В течение всего года он усердно занимался.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы когда? как долго?




Ремонтировали дом в продолжение месяца (= в течение месяца).

В течении реки много поворотов. Рассуждаем так:

1) Начальная форма — течение реки.

2) Вопросы: смысловой — где?

падежный — в чем?

3) Можно вставить прилагательное в (нижнем) течении реки.

Следовательно, это имя существительное на -ие, в предл. пад. окончание и.

В продолжении (где? в чем? — предл. пад.) романа встретились старые герои.

В продолжение (куда? во что? — вин. пад.) романа введены новые герои.

В заключение (= под конец) статьи были подведены итоги.

Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении.)

Вследствие (=из-за) засухи река обмелела.

Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы почему? по какой причине?

В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Начальная форма — следствие по делу. Существительное на -ие (куда? во что?— вин. пад.), окончание е.

В следствии (где? в чем? — предл. пад. Существительное на -ие, окончание -и) по делу выяснилось много новых фактов.


Если данные ниже таблицы составлялись в VII классе (см.: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе.— М., 2003), повторение можно провести по этой таблице, если нет — целесообразно ее составить и записать в раздел ученического словаря.


РАЗЛИЧАЙТЕ НАПИСАНИЕ

деепричастия

не смотря

предлога

несмотря (на)

(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — шел и не смотрел, можно заменить деепричастием не глядя, относится к глаголу, отвечает на вопросы как? что делая?)


(Можно заменить вопреки чему- то, имеет значение уступки — хотя была непогода.)



Запомните: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют постановки существительного в дательном падеже:

согласно (чему?) приказу,

благодаря (чему?) обстоятельствам,

вопреки (чему?) прогнозу.

2. Орфографическая работа.

Не раз приезжал в продолжение лета; пребывание в горах в течение пяти дней; новые герои действуют в продолжении книги; попасть в течение реки; иметь в виду; шел, не смотря по сторонам; пошли в поход, несмотря на дождь; ввиду приближения шторма; вышла из берегов вследствие дождей.


III. Объяснение нового материала.

Чтение правила на с. 145 и 2-го примечания.


IV. Закрепление материала.

1. Упр. 333 (выполняется коллективно).

2. Запись с объяснением.

В 2—3 предложениях учащиеся должны устно произвести синонимическую замену обособленных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

(Учитель обращает внимание учащихся на то, что обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, имеют значение уступки или причины и в устной речи обозначаются посредством пауз.)

1) За неимением свободного времени, в течение последних недель я не мог достаточно хорошо тренироваться. 2) Ввиду затянувшихся дождей, река вышла из берегов. 3) Опасно переходить улицу, не смотря по сторонам. 4) Вследствие сильных морозов, соревнования по лыжам отменены. 5) Ввиду приближения экзаменов, в течение последнего месяца он занимался с особым усердием.


Домашнее задание: придумать (или выписать) предложения с обособленными обстоятельствами, включающими существительные с предлогами, указанными в примечании (с. 145); упр. 338 (устно).