НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Орфографическая работа.

Причудливого золотисто-оранжевого цвета, приобрести полсотни книг, пристроить полдома, 850-летний юбилей, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, превратить пол-острова в оазис, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький-претоненький голосок, древнеримский поэт, 12-балльный шторм, девяностолетний старец.


II. Проверка домашнего задания.


III. Закрепление материала.

1. Анализ пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (действие 4-е, явление VIII) с точки зрения использования в сцене неполных предложений.

— Какими станут реплики действующих лиц, если заменить неполные предложения полными? Уместна ли такая замена в разговоре?

Делается вывод о том, что неполные предложения придают разговорной речи краткость, непосредственность, живость.

2. Объяснительный диктант.

Учащиеся восстанавливают (устно) опущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.

1) Река узнается в плавании, человек — в беде. 2) Слова хороши правдивые, лисьи шубы — пушистые. 3) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 4) Набирайся ума в учении, храбрости — в сражении.

(Пословицы.)

Делается вывод о том, что неполные предложения помогают избежать неоправданного повтора слов.

3. Запись под диктовку с объяснением орфограмм, постановки знаков препинания.

На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца — лошадь, еще по-зимнему запряженная в сани. Слева — подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем — освобождающаяся от снега дорога.


IV. Диктант «Проверь себя».

Кремль Ростова Великого. Из-за него-то Ростов и стал знаменитым. Весь остальной город служит только оправой драгоценному белому камню, возведенному русскими мастерами.

Вот он сейчас наяву сверкает белизной на потемневшем вечернем небе и отражается в тихой воде озера. Башни. Стены с бойницами. Крылечки. Оконца. Ворота. Резные крыши. Несчетные, кверху устремленные купола. Всё умело сплетено и завязано, и всё находится в подчинении друг у друга и образует одно прекрасное целое, именуемое словом «ансамбль».

Поражает необычная кровля башен. Резная нарядная кровля — древнерусское изобретение.

(По В. Пескову.)


Домашнее задание: по выбору учащихся: 1) описать любой памятник русского зодчества по примеру зарисовки В. Пескова о Ростове Великом, используя изобразительно-выразительные возможности односоставных предложений; 2) по образцу описания картины Левитана «Март» написать текст о любой выбранной картине, используя в нем возможности неполных предложений.