ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Проверка домашнего задания.


II. Индивидуальная работа по карточкам.

Определите тип односоставных предложений1.

Карточка 1

1) Брожу по набережной снова. (Ю. Друнина.) 2) Изба лесничего. Медвежье царство. (Ю. Друнина.) 3) Последние шутки. Объятья. (Ю. Друнина.) 4) Повеет полем, первой бороздой. (Н. Браун.) 5) Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец.) 6) Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О. Берггольц.) 7) В Сибири не любят горячку и спешку. (А. Сурков.) 8) Весны без грозы не бывает. (К. Кулиев.)

Карточка 2

1) Все грущу о шинели. (Ю. Друнина.) 2) Десять суток нам дают на отдых! (С. Наровчатов.) 3) Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А. Яши н.) 4) Ее [черемуху] ломают ветками огромными. (Л. Татьяничева.) 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М. Алигер.) 6) Тянет холодом зимних дней. (А. Сурков.) 7) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М. Алигер.) 8) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О. Берггольц.)

Карточка 3

1) Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. (М. Алигер.) 2) Его везли из крепости, из Бреста. (К. Симонов.) 3) Хлестало в окна дождиком косым. (В. Тушнова.) 4) Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. (А. Meжиров.) 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А. Яшин.) 6) От далеких и близких почты жду новогодней. (А. Яшин.) 7) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П. Вегин.) 8) У одержимых нет дороги вспять. (Н. Браун.)


III. Работа над пунктуацией сложных предложений, в состав которых входят односоставные.

Запись предложений.

Сравните: Непогода и слякоть.— Непогода, и не хочется выходить из дома.— Непогода, и без зонта не выйдешь из дома.— Непогода, и мы сидим дома.


IV. Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания, составление схем предложений.

1) Вечер, и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. (И. Бунин.) 2) Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется. (В. Солоухин.) 3) Тише дождь, и посветлело на улице. 4) Жаркий летний день, и густо пахнет медом, полевыми травами. 5) Утро, и кончился наш привал. 6) Тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей, и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. Неизъяснимо радостно и молодо на душе, и хочется петь. (По Е. Носову.)


V. Диктант «Проверь себя».

...Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей,— синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет...

(И. Бунин.)


VI. Тест.

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

A. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

B. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин.)

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения — это...

A. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

Б. односоставные предложения

B. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.

A. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

B. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

A. двусоставное

Б. определенно-личное

B. безличное

Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

A. [двусост.], и [двусост.]

Б. [двусост.], и [определенно-личн.]

B. [двусост.], и [неопределенно-личн.]

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.)

A. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

B. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

A. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

B. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин.)


II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

A. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

B. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения — это...

A. односоставные предложения

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени

B. предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее

4. Найдите неопределенно-личное предложение.

A. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

B. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

A. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

B. безличное

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

A. [двусост.], и [двусост.]

Б. [определенно-личн.], и [двусост.]

B. [безл.], и [двусост.]

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.)

A. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

B. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута — и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

A. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

B. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.


Домашнее задание: по выбору учащихся: сочинение-миниатюра по данному началу Первый снег! Сколько чувств вызывает он! с использованием, где это целесообразно, односоставных предложений; упр. 240.


1 Для сокращения времени на выполнение работы учащиеся могут рядом с номером предложения указать его вид. Например: 1) — безл.; 2) — опр.-личн. и т. д.