КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 2 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 8 классе

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 2 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

I. Проверка домашнего задания.


II. Запись в ученический словарь.

Ровесник («ровный, одинаковый по годам»); сверстник («одинаковый по возрасту»; восходит к древнерус. верста — мера длины); аккомпанемент, аккомпанировать.


III. Работа с таблицей «Написание ь на конце слов после шипящих».


БУКВА Ь ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

1) в существительных 3-го скл.: дочь, мышь;

2) в глаголах:

в начальной форме: стеречь, беречь;

во 2-м л. наст., буд. вр.: пишешь, напишешь;

в повел, накл.: режь, мажьте;

3) в наречиях: прочь, вскачь (исключение: уж, замуж, невтерпеж).


IV. Запись упражнения с заданием графически объяснить написание ь после шипящих.

Съешь небольшой пирожок, умножь на пять, сделаешь точь-в-точь, удивишь сверстников, нарежьте немного сыра, откроешь настежь, песок сыпуч, лететь прочь, усеян сплошь, искусный ткач, мелкая дрожь, обнаружьте ошибку, лечь отдохнуть, немало зрелищ, несешься вскачь, слышишь негромкий плач, меж ровесниками, спрячься в зарослях тростника на берегу речонки, уютный шалаш, аккомпанемент хорош.

— Найдите по одному слову, в котором: 1) написание не совпадает с произношением; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуков больше, чем букв.


V. Анализ текста.

Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится таинственнее, и ты чувствуешь это, хотя не знаешь ни времени, ни места. Погас последний луч в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними. Кажется, что все вымерло на земле, что никогда уж не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые горы, будут гудеть леса по горам, гуще лететь снег на пустынном перевале.

Грустно, хоть плачь! Но спрячь подальше эти мрачные мысли! Ведь уже не раз подъемы к новому счастью были высоки и трудны. Надо превозмочь себя и идти вперед!

(По И. Бунину.)

— Найдите в тексте а) словосочетание, характерное для книжного стиля речи (превозмочь — пересилить себя), б) средства художественной выразительности. С какой целью их использует автор?

— Укажите глаголы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подберите к ним (устно) однокоренные слова. Найдите глаголы с чередующейся гласной в корне. Назовите другие корни, в которых происходит чередование е — и, а — о. Приведите по 2—3 примера.

— Найдите слова, строение которых соответствует схемам: глагол: существительное: прилагательное: image2

— Найдите в тексте 2—3 слова: 1) без окончания; определите часть речи этих слов; 2) с нулевым окончанием.

— Укажите морфологические признаки слов таинственнее, высоки.

— Найдите разносклоняемое существительное.

— Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения; начертите его схему; выпишите из него одно глагольное, одно именное словосочетания и разберите их.


Домашнее задание: знать написание словарных слов; упр. 13.