ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Орфографическая работа.

Не видим преувеличения, не терпишь придирок, вычеркнем неудачные обороты, преодолеваем преграды, высадим растения, тихо едете, ненамеренно обидишь, слышим непрекращающиеся удары, непрерывно машет рукой, недостает доброты.

— Найдите слова, строение которых соответствует схемам: глагол: причастие:


II. Проверка домашнего задания.


III. Запись текста под диктовку.

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я — и мигом всё прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревоженные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть — стань невидим; хочешь услышать — стань неслышим; хочешь понять — замри.

Не бери в лес ружье...

(По Н. Сладкову.)

— От какого лица ведется рассказ? Какая форма глагола указывает на это? В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? Как вы думаете, с какой целью автор это делает? (Учитель сообщает школьникам, что очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщенного лица: это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста.)

— Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения? (Да, писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьем, появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср.: Но вот я вхожу в лес...— при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения.)

Делается вывод об использовании определенно-личных предложений для передачи значения обобщенного лица, о роли порядка слов в предложении.


IV. Учитель сообщает восьмиклассникам, что односоставные предложения часто входят в состав сложных.

Запись текста с объяснением его орфографии, постановки знаков препинания.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

(В. Луговской.)

— К какому стилю речи относится данный текст? Докажите.


V. Учащимся предлагается ознакомиться с рекомендациями, данными в книге И. Фогельсона «Литература учит», и подготовиться к пересказу текста.

Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.

В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать: определите цель чтения (или наблюдения при чтении); обдумайте, все ли вам ясно в прочитанном; если текст не понят, прочтите его еще раз; сделайте необходимые (в соответствии с целью чтения и наблюдения) выписки, записи.

— Определите вид односоставных предложений в тексте. К какому стилю речи он относится? Докажите.


VI. Вниманию учащихся предлагается отрывок из письма Пушкину из Тригорского, которое писала Анна Вульф под диктовку Арины Родионовны: «...вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас... Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...

Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич... Остаюсь вас любящая няня ваша Арина Родионовна».

Делается вывод об употреблении определенно-личных предложений в речи.


Домашнее задание: по выбору учащихся: 1) упр. 206; 2) написать поздравление (пожелание, приглашение) другу (знакомому), используя определенно-личные предложения.

Индивидуальные задания: 1) использование определенно- личных предложений в речи (самостоятельные наблюдения): а) в эпистолярном жанре (анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н. В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII); б) в разговорной речи (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», гл. «Сирота», сцена освобождения Маши); 2) выписать из учебника геометрии текст из 5—6 предложений, среди которых определенно-личные.