Сложные случаи орфографии и синтаксиса, изучавшиеся в 5—7 классах

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Сложные случаи орфографии и синтаксиса, изучавшиеся в 5—7 классах

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске или карточках запись:

Это был обычный русский простор поля леса д...ревни с соломе...ыми и деревя...ыми кровлями п.росшими барх...тным мохом и тусклыми затумане...ыми оконцами.

Скромная природа тех мест не бл...стала пышною красотою.

Едешь десятки верст а пейзаж как бы не изменяется оставаясь простым и глубоко пр...никающим в глубины души.

Здесь не было п...трясающих художника панорам.

(По И. Соколову-Микитову)

Учитель. Прочитайте предложения. Расположите их в порядке усложнения и насыщения синтаксическими конструкциями.

Сначала ученики выполняют задание устно, указывают синтаксические конструкции. Затем предложения необходимо записать и проверить.


2. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные вами предложения и вспомните, в каких классах вы изучали соответствующие им темы по орфографии и синтаксису. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Эти темы мы изучали в пятом, шестом и седьмом классах. Значит, тема сегодняшнего урока: Повторение изученного в 5—7 классах.

Учитель может уточнить тему: «Сложные случаи орфографии и синтаксиса, изучавшиеся в 5—7 классах». Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Постарайтесь обойтись без опорных фраз.

Цель урока: повторить сложные случаи орфографии и синтаксиса, изученные в 5—7 классах; совершенствовать орфографические и синтаксические умения.


3. Повторение изученного

Учитель. Скажите, какое из написанных предложений можно выделить и почему?

Ученики выделяют сложное предложение.

Учитель. Скажите, чем отличаются простые предложения от сложных?

Ученики дают ответ.

Учитель. В чем сходство и различие между причастными и деепричастными оборотами?

Ученики дают ответ.

Учитель. Объясните написание слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограммам. В каждой группе найдите лишнее слово.

Предполагается, что учащиеся должны сгруппировать слова с безударной гласной в корне: непроверяемой и чередующейся; слова с пропущенными буквами в приставке: безударной гласной о и слово с приставкой на з-; слова с нн в суффиксе. Повторяются правила о написании выделенных орфограмм.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1 (карточка 1)

Многие посетители переступающие порог домика думали что гнездо и ласточки не настоящие а музейный экспонат. Они пытались потрогать их руками. Какой-то заботливый человек защищая птичек повесил объявление Граждане входите осторожнее. Здесь живут ласточки которых любил Пушкин. С тех пор экскурсанты не трогали птичек.

В середине прошлого столетия в псковском имении А. С. Пушкина восстанавливали флигель, который сожгли фашисты. Закончив работу рабочие обнаружили, что на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низеньком косяке входной двери.

В отстроенном доме открылся музей его стали посещать люди чтобы поклониться земле так горячо любимой Пушкиным. Сначала никто не замечал птички и ее гнезда слепленного под крышей. Заметили лишь тогда когда появились птенцы, прилетавшие целыми днями.

image10

Учитель. Продолжим работу. Природа, о которой шла речь в первом упражнении, очень соответствует любимым пушкинским местам. Познакомьтесь с содержанием карточки 1. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Три части этого текста нужно расположить в определенном порядке, чтобы получился данный текст. В первой части не должно быть причастных оборотов и прямой речи. Во второй должны отсутствовать деепричастные обороты и прямая речь. Третья часть должна иметь причастный оборот, деепричастный оборот и прямую речь. В каждой части нужно поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание в группах или парах. Преподаватель проверяет последовательность частей и постановку знаков препинания.

Учитель. Сгруппируйте слова из текста по тому же принципу, что и в предыдущем упражнении. Используйте для этого другие орфограммы.

Учащиеся составляют орфографические группы из трех единиц, по принципу «третий лишний». Возможные варианты: не трогали, не замечал, не настоящие; на крыльцо, под крышей, в течение дня; гнездо, влетела, флигель и др.

Учитель. Выполните синтаксический разбор простого предложения, в котором число разных частей речи наибольшее.

Учащиеся работают с предложением Сначала никто не замечал птички и ее гнезда слепленного под крышей.


Упражнение 2

1. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом от нечего делать улаживая упряжь.

(А. С. Пушкин «Капитанская дочка»)

2. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей унося красные и желтые листья со встречных деревьев.

(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

3. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать и через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.

(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

Учитель. А теперь поработаем с отрывками из произведений А. С. Пушкина. Прочитайте их. Определите порядок записи текстовых фрагментов, ориентируясь на орфограммы, которые имеются в каждом предложении каждого отрывка. В каждом предложении первого фрагмента должны быть слова с сомнительной согласной; в каждом предложении второго — слова с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного. В каждом предложении третьего — слова с проверяемой безударной гласной в корне и с разделительным мягким знаком.

Правильный вариант: первый, третий, второй. Свои ответы они обосновывают.

Учитель. Сформулируйте дополнительное задание, которое нужно выполнить во время записи.

Нужно вставить в предложениях пропущенные знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Сгруппируйте предложения трех отрывков, ориентируясь на их синтаксические особенности.

Рассматриваются различные варианты.

Учитель. Назовите слова из трех выполненных упражнений, которые представляют определенные лексические группы.

Учащиеся могут назвать устаревшие слова: кровля, кибитка, ямщик и др.; антонимы: жаркий, холодный и т. д.


Упражнение 3

Учитель. Выполним еще одно упражнение — проверочный квадрат.



Напишите к каждой строке квадрата слова из трех выполненных на уроке упражнений. Слова должны иметь одинаковую орфограмму. В качестве орфограммы должна выступать одна и та же, указанная в квадрате буква.

Учащиеся в группах или в парах выполняют задание. Возможный вариант:

панорама, соломенный, простор; объявление;

кибитка, ямщик, минута.


5. Итог урока

Учитель. Скажите, какой материал синтаксиса и орфографии мы повторяли на сегодняшнем уроке. Задайте вопрос классу по самому сложному для вас случаю из этих разделов русского языка.

Одни учащиеся задают вопросы, другие на них отвечают. Обсуждается домашняя работа. Преподаватель оценивает деятельность школьников на уроке.