Особенности обособления приложений

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Особенности обособления приложений

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим сердитым стариком.

(А. Пушкин)

Кажется, никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

(Г. Федосеев)

Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.

(А. Пушкин)

Учитель. Прочитайте запись. Напишите предложения, в которых имеется по две одинаковые синтаксические конструкции.

Учащиеся выполняют задание совместно с учителем или в парах. Находят предложения с двумя рядами однородных членов и с двумя распространенными приложениями.

Учитель. Вспомните, что такое однородные члены предложения и приложения. Дайте им сравнительную характеристику.

Найдите возможно большее количество общих признаков в характеристике написанных предложений.

Предполагается, что учащиеся отметят тип, вид предложений, грамматическую основу.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Найдите в предложении с однородными членами такую же синтаксическую конструкцию, которая имеется во втором написанном предложении. Скажите, об особенностях обособления каких синтаксических конструкций мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы будем говорить об особенностях обособления приложений.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с некоторыми особенностями обособления приложений; учиться использовать новое правило на практике.


3. Изучение нового материала

1. Смелый охотник хорек нападает и на животных крупнее его.

Все недоброе в сердце человека должно бы кажется исчезнуть в соприкосновении с природой этим непосредственным выражением красоты и добра.

(Л. Толстой)

2. Шубин, архитектор, начал работать.

3. Недалеко от школы открыли кафе-столовую.

4. Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

5. Я читал, что алоэ применяют как лекарство.

6. Вдали показалась пристань — маленький красный домик, выстроенный на барке.

(А. Куприн)

Учитель. Узнаем о некоторых особенностях обособления приложений. Прочитайте предложения под номерами 1 и 2. Установите, какие в них имеются приложения (одиночные или распространенные), после какого имени существительного они стоят. Обособляются приложения в этом случае или не обособляются.

Учащиеся делают вывод, формулируют первую часть правила.

Учитель. Прочитайте предложение под номером 3, в котором имеется одиночное приложение, сливающееся с именем собственным по смыслу и в произношении. Сделайте вывод о пунктуации при его написании.

Учащиеся формулируют вторую часть правила.

Учитель. Теперь составим примечания к нашему правилу. Прочитайте предложения, в которых имеются приложения с союзом как. Установите, какое из них имеет значение причинности, какое имеет значение «в качестве» и какое из них обособляется.

Учащиеся формулируют первое примечание.

Учитель. Иногда приложениям придается большее значение, чем обычно. В этом случае несколько меняется их произношение и оформление на письме. Рассмотрим этот случай на следующем предложении.

Учащиеся анализируют предложение 5. Делают вывод. Формулируют второе примечание.

Учитель. Обобщите все проведенные наблюдения. Сформулируйте правило об особенностях обособления приложений и примечания к нему.

Учащиеся знакомятся с материалом учебника.


4. Закрепление изученного

Упражнение 1

Николай Николаевич без сомнения больше всего любил щеглов разноцветных и нарядных птиц похожих издали на порхающие цветы.

Вот от лесу как передовой вестник пронесся свежий ветерок.

(И. Гончаров)

Живопись Левитана знаменитого русского художника отражает неброскую красоту средней полосы России.

Вы как инициатор должны играть главную роль.

С утра сидит на озере любитель рыболов.

(А. Барто)

Учитель. Прочитайте предложения. Сопоставьте их с только что составленным правилом. Сформулируйте задание к упражнению.

Ожидаемый вариант: написать предложения в соответствии с пунктами составленного правила. Поставить недостающие знаки препинания. Задание выполняется совместно с учителем.

Учитель. Подумайте, к каким пунктам правила подходят написанные в начале урока предложения.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите в предложениях данного упражнения синтаксическую конструкцию, которая встречается в них один раз, но она была в одном из трех предложений, с которыми вы работали в начале урока. Расскажите все о ней. (Учащиеся вспоминают материал о вводных словах.)

2. Назовите орфограммы из написанного упражнения, которые есть в последнем предложении, но отсутствуют в третьем.

3. Укажите слово с таким же количеством звуков, как в слове его.


Упражнение 2

Знания опекают как мать учат добру как отец.

(К. Паустовский)

Ровесники годами и единомышленники Иван и Андрей почти никогда не разлучались.

Хорошо над Москвою-рекой услыхать соловья на рассвете.

(Е. Долматовский)

На свете единственный настоящий клад хорошее сердце.

(К. Паустовский)

Книги вошли в мою жизнь как великое чудо.

Мальчик это было заметно подражал взрослым.

Константин Эдуардович Циолковский житель провинциальной Калуги написал книгу об освоении космоса задолго до того как в небо поднялся первый в мире самолет.

Потом появляется летяга забавный ночной зверек похожий на белку но с перепонками по бокам позволяющими ему сделать затяжной планирующий прыжок.

(Г. Федосеев)

8 — 3

Учитель. Прочитайте предложения. Обратите внимание на дополнительную запись к ним. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.

Учащиеся предлагают свои варианты. Один из них: из имеющихся предложений выписать пять с обособленными приложениями, а затем три, в которых обособленные приложения отсутствуют. Поставить недостающие знаки препинания.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите в имеющихся предложениях данного упражнения синтаксические конструкции, о которых мы не говорили на сегодняшнем уроке. Дайте их краткую характеристику. (Учащиеся рассказывают об обособленных определениях, неоднородных определениях.)

2. Расскажите о правописании существительных, предварительно сгруппировав их по орфограммам.

3. Назовите слово, в приставке которого букв больше, чем в корне.


Упражнение 3

Пламя Фароса давным-давно погасло. Рухнула его гордая башня. А самая казалось бы хрупкая вещь человеческое слово называвшее ее живет. Таково могущество языка.

Как только я слышу это слово мне мерещится за туманом времени за длинным рядом веков над далеким морем дымный факел Фаросского маяка.

В третьем веке до нашей эры Птолемей царь Египта приказал соорудить маяк у входа в гавань города Александрии. Маяк установили на маленьком острове который по-гречески назывался «Фарос» потому что с берега он казался парусом идущей в море галеры по-гречески парус звучит как фарос. Слава о Фаросском маяке одном из семи чудес света разнеслась по всей земле и в языках разных народов слово «фарос» стало обозначать световой сигнал. Из века в век, из языка в язык путешествовало оно постепенно меняя облик и значение. В современном русском языке есть слово «фара», обозначающий «яркий электрический фонарь снабженный отражающим зеркалом».

(По Л. Успенскому)

ОП в I части > чем в III части

во II части ОП

Учитель. Прочитайте части деформированного текста. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Из частей нужно составить текст, ориентируясь на количество имеющихся в них обособленных приложений. В первой части их больше, чем в третьей. Во второй обособленные приложения отсутствуют. Во всех частях поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание сначала устно.

Учитель. Напишите части текста, которые соответствуют теме урока.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите имеющиеся в тексте синтаксические конструкции, кроме обособленных приложений, в том порядке, в котором мы говорили о них на уроке. (Учащиеся указывают однородные члены предложения, вводные конструкции, обособленные определения, неоднородные определения.)

2. Сделайте разбор предложения, в котором имеется синтаксическая конструкция, встретившаяся в выполненных упражнениях один раз. (Имеется в виду предложение Из века в век, из языка в язык путешествовало оно, постепенно меняя облик и значение. В нем есть деепричастный оборот.)

3. Выделите слова с орфограммами, о которых мы не говорили на сегодняшнем уроке. Расскажите об их написании.


5. Итог урока

Учитель. Коротко расскажите о некоторых случаях обособления приложений. Приведите свои примеры.

Задание выполняется по вариантам. Учащиеся одного варианта тезисно называют пункты правила. Учащиеся второго варианта приводят соответствующие примеры. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.