Вводные и другие синтаксические конструкции (повторение)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Вводные и другие синтаксические конструкции (повторение)

Ход урока

1. Мобилизующий этап (на карточках)

На карточках запись:

1. Отцвели пожелтели травы. Унесли на крыльях синеву небес и только право на любовь к земле оставили.

(А. Чепуров)

2. Это бесспорно самое лучшее время года. На юге оно наступает исподволь на севере наоборот производит быстрый переворот в жизни природы.

3. Всюду лежит сверкающий небесной чистотой снег оттеняя серые деревья и дома. Вода в реке утихомирилась, легко касаясь кромки льда и нашептывая ему свои признания.

4. Солнце в зените. Зной и духота. Истомленные жарой деревья ждут спасительного дождя. Но он словно в прятки играет. О июль — солнцепек! Открой свои водяные закрома.

Учитель. Прочитайте запись на карточке. Скажите, о чем говорится в ее частях?

В каждой части говорится о каком-либо одном времени года.

Учитель. Напишите эти части в порядке смены времен года, начиная с весны. Выделите в каждой из них синтаксические конструкции, не повторяющиеся в других частях. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся повторяют правила о постановке знаков препинания при синтаксических конструкциях.

Дополнительное задание к упражнению:

Назовите из каждой части слова с неповторяющимися орфограммами.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Учитывая виды синтаксических конструкций, с которыми вы работали в упражнении, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Начните формулировку с конструкций, которые характеризовали первыми. Остальные конструкции отразите в обобщенном виде.

Тема сегодняшнего урока может звучать следующим образом: Вводные и другие синтаксические конструкции.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что данный материал изучен и закреплен, сформулируйте его цель.

Цель урока: повторить изученный материал о вводных и других синтаксических конструкциях; учиться правильно оформлять их в устной и письменной речи, и отличать друг от друга.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Работу над поставленной целью мы уже начали. Повторили часть материала о вводных и других синтаксических конструкциях. Продолжим разговор на эту тему на сравнительной основе. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что имеется общее во вводных конструкциях, однородных членах предложения, обращениях и деепричастных оборотах?

2. Какими знаками препинания выделяются эти синтаксические конструкции? Начните ответ с конструкции, при написании которой используется один знак препинания. Далее стройте ответ по принципу от меньшего к большему.

3. Какие синтаксические конструкции всегда выделяются на письме?

4. Какие конструкции не являются членами предложения?


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Может быть Семен я все-таки поступила легкомысленно?

(Б. Полевой)

По народному поверью аист стережет счастье не подпускает беду.

Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.

Облака холодного воздуха которые казалось только этого и ждали ворвались за ним бешено крутясь.

(А. Куприн)

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно написать предложения в следующем порядке: предложение с вводным словом, с вводным словом и деепричастным оборотом, с вводным словом и однородными членами, с вводным словом и обращением. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется и проверяется.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть два слова с одинаковой характеристикой согласных по звонкости-глухости.

2. Расскажите о написании орфограммы, которая находится на втором месте по количеству относящихся к ней слов.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Определите, какое это слово. Для этого выполните ряд заданий, связанных со словами из только что выполненного упражнения.

Первая буква нового словарного слова находится в двух словах предложения с однородными членами. С нее начинаются корни этих слов.

Вторая буква два раза встречается в сложном слове. Первый раз — в корне, второй — в суффиксе.

Третья буква согласная. Она дважды встречается в одном из слов предложения, в котором есть только вводная конструкция. Но в слове этого предложения данная буква обозначает два разных звука.

Четвертая буква гласная. Вы ее можете найти в приставках слов поступила, поверье, подпускает.

Пятая буква является суффиксом в качественном прилагательном. Какое это слово?

Это слово сезон.

Учитель. Сформулируйте лексическое значение слова сезон.

Сезон — это одно из четырех времен года.

Учитель. Дайте орфографическую, морфологическую, морфемную характеристику этого слова.

Составьте четыре предложения. В каждое должно войти слово сезон и одна из синтаксических конструкций: вводное слово или вводное предложение (выполняет первая группа); однородные члены (вторая группа); обращение (третья группа); деепричастный оборот (четвертая группа).

Учащиеся работают в группах.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 2

Облака почти не сходят с неба и это уже не красивые .... Облака громоздящиеся сребря...ыми или высоко бегущие по небу серебристыми барашками. Небо застилается все ровной пеленой свинцового цвета. С конца ... в воздухе начинает холодеть. Свежесть (я часто замечал) бывает по утрам а в ... появляются иногда и легкие морозы. Просыпаясь поутру вы видите как побелела трава или крыша соседнего дома. Пожалуй еще немного — и лужи начнут по ночам замерзать.

(К. Ушинский)

Учитель. Нередко в природе наблюдаются признаки межсезонья. Именно об этом идет речь в следующем упражнении. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте задание к упражнению.

Вместо многоточия нужно вставить подходящие по смыслу слова, отражающее признаки того или иного сезона. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется сначала в устной коллективной форме, затем — в письменной индивидуальной. Проводится проверка.

Справка: в тексте последовательно пропущены следующие слова: летняя (облака), (с конца) августа в сентябре (появляются).

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите в упражнении синтаксическую конструкцию, о которой мы не говорили на сегодняшнем уроке.

2. Назовите слова с такими же орфограммами, как в слове появляются.

3. Укажите слова, которые можно выделить по каким- либо признакам из всех выполненных упражнений.


7. Итог урока

Учитель. Расскажите о функциональной роли и выделении в устной и письменной речи синтаксических конструкций, с которыми мы работали на уроке.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.