НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

1. Формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать.

2. Закрепление умения использовать односоставные предложения к речи.

Оборудование, наглядность: схема «Виды односоставных предложений».

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Задание:

1) Выразительно прочитайте, объясните смысл; почему некоторые слова написаны с большой буквы?

2) Найдите основы, определите вид предложений.

3) Определите роль односоставных предложений.

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство!

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

Б. Окуджава.

1) Двусоставное, тире между подлежащим и сказуемым,

2) 1-е - определенно-личное, 2-е - безличное;

3) двусоставное;

4) определенно-личное;

5) определенно-личное.


II. Изучение нового материала.

1. Ответьте на вопросы. Составьте лингвистический рассказ. В качестве основы для рассказа - § 22.

A) Как называется предложение с одним главным членом предложения?

Б) Чем выражено подлежащее в назывном предложении?

B) Функции назывного предложения

Г) Примеры использования в художественной литературе, публицистике, разговорной речи.

2. К этому рассказу необходимо добавить, что распространяется назывное предложение только определением. С обстоятельствами - неполные предложения.

Прочитать информацию на с. 88.


III. Актуализация знаний.

1. Анализ синтаксических конструкций.

Заря. Рассвет. Пятнадцать лет.

Свой одинокий оставляя след,

Брожу, таинственно молчу.

Я ей понравиться хочу.

Она — не смотрит на меня.

Ия, застенчивость кляня,

Шумлю и глупо хохочу –

Я ей понравиться хочу.

Вас. Казанцев.

Задание: определите вид предложений, объясните знаки препинания. (1, 2, 3 — назывные, 4-е — определенно-личное, 5- 8-е двусоставные. В 4-м предложении обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, разделены однородные сказуемые; в 6-м предложении - авторское тире; в 7-м предложении - обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. тире между частями бессоюзного сложного предложения.)

2. Определение роли (выразительность!) назывных предложений, запись, графическое объяснение.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра

Б. Пастернак

Дать индивидуальное домашнее задание: найти в стихотворениях назывные предложения, определить их роль. Например, Б. Пастернак «Вокзал». «Болезни земли», «Ложная тревога», «Иней», «Золотая осень», «Вакханалия»; в стихах С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой.


IV. Закрепление изученного.

У пр. 142 выполнять самостоятельно.


V. Домашнее задание:

упр. 143 + индивидуальное задание (его можно будет оформить для стенда «Сегодня на уроке» или «Учись учиться», а также для индивидуальной работы).