Подчинительные союзы - СОЮЗ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Подчинительные союзы - СОЮЗ

Цели: обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам они относятся:

Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.

(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)

(Запись ответа остается на доске.)

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.

Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль: внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.

2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.

III. Изучение темы “Подчинительные союзы”

1. Слово учителя.

Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.

Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.

2. Эвристическое задание.

- Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.

Потому что, так как, благодаря тому что - (причинные союзы).

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы - (целевые).

Когда, едва, лишь только, пока - (временные).

Если, если бы, раз, ли - (условные).

Как, будто, как будто, словно, точно - (сравнительные).

Что, чтобы, как - (изъяснительные).

(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 337: комментированное письмо.

Примечание: предложение № 4 содержит изъяснительный, а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Не заметил чего? как въехал...)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) (Роняю как? как дерево роняет...)

2. Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 339: устно.

V. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.

Светофор, семафор.

Комментарий.

Светофор - сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

Интересно, что это сложное слово объединяет русский корень (свет) с греческим (форос - несущий).

Семафор - 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железнодорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам. 3) Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками.

Это слово пришло в русский язык из французского, а по происхождению является греческим (сема - знак, форос - несущий).

Домашнее задание

1. § 59.

2. Упражнение 340.

3. Упражнение 335 (сочинение-миниатюра “На берегу”).