Морфологический разбор наречия - НАРЕЧИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Морфологический разбор наречия - НАРЕЧИЕ

Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учеников с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и прилагательных.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 215).

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

- Какие наречия могут иметь степени сравнения?

- Какие степени сравнения могут иметь наречия?

- Как образуются степени сравнения наречий?

2. Упражнение 214: проверка по цепочке.

Варианты заглавия текста: “Россия строилась”, “Как возник посёлок”.

III. Задания на закрепление материла “Степени сравнения наречий”

Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.

1) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)

2) Гарун бежал быстрее лани.

3) Лес делался выше, таинственнее, темнее.

4) Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

И.А. Бунин

Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении наречия являются обстоятельствами (стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? ароматней и пышнее),

В третьем предложении перед нами прилагательные в сравнительной степени, которые входят в состав сказуемого (делался выше, таинственнее, темнее). Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предложении.

Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее - скоро; быстрее - быстро; выше - высокий, таинственнее - таинственный, темнее - темный.

IV. Объяснение темы “Морфологический разбор наречия”

Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника (§ 35, с. 100-101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологический разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).

V. Выполнение упражнений

Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и морфологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).

VI. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках нас. 99-101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения.

Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.

Домашнее задание

1. § 35.

2. Упражнение 217: творческая работа: сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”.

3. Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).