Смысловые частицы - ЧАСТИЦА

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Смысловые частицы - ЧАСТИЦА

Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пунктограммы, определите роль и значение частиц. (Можно включить аудиозапись песни.)

Давайте понимать друг друга с полуслова.

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.

БАЛ. Окуджава

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упражнению 364.

III. Изучение темы “Смысловые частицы”

1. Слово учителя.

Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно определить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица “работает”.

Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении гоже есть смысловая частица - лишь, она вносит ограничительное значение.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника § 64, с. 168.

3. Беседа по вопросам.

- Какова роль смысловых частиц?

Что выражают смысловые частицы?

- В каких стилях речи чаще всею употребляются смысловые частицы?

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 365: устно.

2. Упражнение 366: выразительное чтение, определение частиц.

Комментарий. В восклицательном предложении частица что за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном наклонении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми частицами очень важна верная интонация, выразительность речи.

3. Упражнение 367: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.

4. Упражнение 368; выразительное чтение, беседа по вопросам, письменное выполнение.

V. Словарная работа

- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 165, 168, в словарики, составьте с ними предложения с использованием смысловых частиц:

Чемпион, предварительный.

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упражнение 369.

3. Записать примеры предложений со смысловыми частицами в словарики.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

- Запишите предложения, поясните значения смысловых частиц.

1) Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. (А.А. Ахматова.)

(Частица вот служит для указания.)

2) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К.И. Чуковский.)

(Частица неужели выражает вопрос.)

3) Как же мне не веселиться, не грустить от разных бед!

(Частица как выражает восклицание, смену настроений.)

II. Проверка домашнего задания

1. Расскажите, что вы знаете о смысловых частицах.

2. Упражнение 369: проверка по цепочке.

В это время двое учеников на доске выполняют морфологический и синтаксический разбор.

3. Чтение составленных или найденных в текстах предложений со смысловыми частицами.

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 370: устный разбор, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях.

2. Упражнение 371: устно: повторение правил орфографии, содержащих частицы.

Синтаксический разбор - письменно.

3. Упражнение 372: устный разбор, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

4. Упражнение 373: выразительное чтение, самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упражнение 374.