Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования - Языковые средства выразительности - Текстоведение

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах; 2) расширить представление о выразительных возможностях словообразования.


I. Творческий словарный диктант (проверка домашнего задания)

Одна из форм проверки знания орфографического минимума (упр. 358) - творческий словарный диктант.

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания, подбирая к ним определяемые слова по образцу.

Образец. Поляна, освещаемая солнцем; река, пересекающая местность.

Преодолевающий препятствие, колеблемые ветром, вдохновляемые успехом, окружаемые заботой, рекомендуемая учителем.

Задание 2. Составьте и запишите простые предложения, включая в их состав следующие словосочетания.

Поразительное искусство, быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами.


II. Фонетические средства выразительности (проверка индивидуального домашнего задания, упр. 401, 403)

Выслушаем устное высказывание ученика по теме упражнения 400 и предложим остальным ребятам внести свои замечания и дополнения. Чтобы потренировать синтаксические и пунктуационные умения учащихся, предложим им записать второе предложение приведённого в упражнении текста, объяснить постановку знаков препинания и провести его синтаксический разбор.

После ответов учащихся, подобравших дома в художественных произведениях примеры звукописи, семиклассники выразительно читают стихотворный текст в упражнении 401 и определяют настроение, усиливаемое использованием этого приёма: глубокая тоска, уныние, безысходность. Определяя роль звукописи (аллитерации на [р]) в поэтическом отрывке, приведённом в упражнении 403, ребята отметят, что использование этого звука помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1–5 строках), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному «скольжению» (аллитерация на [л] - [л'], ассонанс на [а]).


III. Выразительные возможности словообразования (упр. 405 – 408 (1), упр. 409)

После того как учащиеся прочитают выразительно стихотворение из упражнения 405, попросим их назвать ключевые строки («Словесность у него распахана, засеяна живым зерном») и объяснить своё понимание этой развёрнутой метафоры. В процессе обсуждения ребята могут отметить, что «живым зерном» поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. Другое возможное утверждение – что поэт называл «живым зерном» те частички слова (морфемы), которые помогают «вырастить» проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле.

Для тренировки орфографических умений предложим ребятам записать ключевые строки в тетради, разделяя слова (кроме местоимения) на морфемы и объясняя их написание: Слов-ес-н-ость у него рас-пах-а-н-а, за-се-я-н-а жи-в-ым зерн-ом.

По своему усмотрению учитель может также попросить ребят подчеркнуть грамматическую основу; выписать словосочетание со связью согласование; провести морфологический разбор одного из причастий.

Ученики, подготовившие в качестве индивидуального задания упражнение 405 (2), прочитают выписанные из произведений устного народного творчества примеры использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и сделают вывод о том, что использование таких слов помогает выразить основные черты характера русских людей – способность любить, сопереживать; кроме того, использование таких слов помогает создавать напевность поэтических строк, наполняет их проникновенным лиризмом.

Прежде чем учащиеся приступят к подготовке выразительного чтения стихотворных отрывков, приведённых в упражнении 406, попросим их определить мысль, которая их объединяет (мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском разудалом свободолюбивом характере, который, как и природа русская, подчас не признаёт никаких ограничений). Поможем ребятам понять, что приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов помогает создать плавность, неторопливость, напевность звучания, и, таким образом, написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.

Поможем ребятам понять, что приём повтора слов одной морфемной модели используется в первом и третьем отрывках, приведённых в упражнении 407: 1) на∩или (напылилинакопытили); 3) за∩ала(-и) (заполыхала, закричала, заплясали), – и укажем на различие в сходных морфемных моделях прилагательных из второго отрывка (под-неб-ес-н-ой – под-чердач-н-ой). Подчеркнём стилистическую роль использования в третьем отрывке глаголов с приставкой, обозначающей начало действия -- создание яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах: всё вокруг наполняется звуками (закричала, завздыхала, зазвенели), движением (заходили, заплясали, закружились), красками (заполыхала, зацвели).

Конкурс. Проведём конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворного отрывка из упражнений 405 – 408, и определим, кому из чтецов удалось ярче передать чувство, наполняющее лирические строки.

Поможем ребятам понять, что светлое, радостное настроение от встречи с чудесной страной детства Михаилу Яснову удаётся передать с помощью индивидуально-авторских неологизмов – слов, которые создаёт сам поэт по моделям, существующим в языке.

Выслушаем высказывания учащихся по теме упражнения 409 и в случае необходимости напомним, что словообразование является одним из основных источников пополнения словарного запаса языка. Именно поэтому автор приведённого высказывания сравнивает способы словообразования с ручьями, питающими реку, обновляющими и освежающими её воды, как новообразования пополняют лексику языка, освежают и обновляют речевой поток.


Д. з.: 1) на выбор: упр. 384 или 404; 2) по желанию – упр. 408 (2); 3) индивидуальное задание – второй вопрос после текста на с. 160 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание между четырьмя учениками.