Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности – Омонимия слов разных частей речи - Трудные случаи разграничения языковых явлений

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности – Омонимия слов разных частей речи - Трудные случаи разграничения языковых явлений

Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся опознавать и различать лексические и грамматические омонимы; 2) формировать представление об омонимии как средстве художественной выразительности.


I. Омонимия и многозначность (упр. 907, 908 (работа с двумя парами омонимов), упр. 909 (работа со словами двойка и тройка)

Предоставим семиклассникам две-три минуты для составления высказывания о структуре словарика омонимов (с. 51 – 67 части 3 учебника) и об информации, которую он содержит, и выслушаем сообщения отдельных учеников.

Предложим учащимся выбрать две пары лексических омонимов из упражнения 908 и составить с ними предложения, а затем прочитать их одноклассникам. Работая с заданием 2 упражнения 909, ребята устно составят три предложения, используя в разных значениях слово двойка, и самостоятельно составят и запишут предложения с существительным тройка, а затем прочитают их одноклассникам.

Важно, чтобы при работе с упражнениями 908, 909 ученики ещё раз отметили, что лексические омонимы, будучи разными словами одной части речи, одинаковыми по звучанию и написанию, обозначают предметы, явления, понятия, действия, не имеющие ни внешнего, ни функционального, ни какого-либо другого сходства, тогда как разные значения появляются у одного слова на основе общности в каком-либо отношении предметов, действий, явлений, которые способно назвать это слово. Ещё раз обратим внимание ребят на то, что значения одного слова толкуются в одной словарной статье, а для каждого из омонимов оформляется отдельная словарная статья, так как они являются разными словами.


II. Использование многозначности и омонимии как средств художественной выразительности (упр. 910–912).

Результатом работы с упражнением 910 должен быть вывод о выразительных возможностях использования слов в разных, в том числе переносных, значениях, об использовании многозначности как средств создания комического эффекта. Ученики также обратят внимание на использование для создания юмористической окраски разговорной и просторечной лексики:шлёпать – прост. идти, брести, отодрать – 1) прост. оторвать; 2) разг. высечь; попало – разг. о полученном наказании; влетело – разг. досталось в наказание.

Предложим семиклассникам записать пары «спрятанных» за графическим обозначением слов из упражнения 911 по образцу: жúл-а – сущ. в им. п. ед. ч.; жи-л-á – глагол жить в прош. вр. ед. ч. ж. р.

По своему усмотрению в сильном классе учитель может предоставить учащимся возможность самостоятельно поработать со словами из упражнения 911, а затем внести дополнения и коррективы в свою работу, сверив её с записью, сделанной на доске учителем или одноклассниками: пúщ-а – сущ. в им. п. ед. ч., пищ-á – деепричастие несов. вида, особая форма глаголапищать; пóтом - сущ. пот в тв. п. ед. ч., потóм – наречие; сел-ó - сущ. в им. или вин. п. ед. ч., сѐ-л-о – глагол сесть в прош. вр. ед. ч. ср. р.; круг-ом - сущ. круг в тв. п. ед. ч., круг- óм – наречие; бѐг-ом - сущ. бег в тв. п. ед. ч., бег-óм – наречие; устáв – сущ. в им. или вин. пад. ед. ч., уста-в – деепричастие сов. вида, особая форма глагола устать; скуп-ая – прилагательноескупой в ж. р. ед. ч. им. п., с-куп-а-я – деепричастие несов. вида, особая форма глагола скупать; хорош-о – краткая форма прилагательного хороший в ср. р. ед. ч., хорошо – наречие; зл-о – сущ. в им. или вин. п. ед. ч., зл-о – краткая форма прилагательного злой в ед. ч. ср. р., зло – наречие; на-гре-в – сущ. в им. или вин. п. ед. ч., на-гре-в – деепричастие сов. вида, особая форма глагола нагреть; мыл-о - сущ. в им. или вин. п. ед. ч., мыл-о - глагол мыть в прош. вр. ед. ч. ср. р.; бел-и-л-а – сущ. в им. или вин. п., бел-и-л-а – глагол белить в прош. вр. ед. ч. ж. р.;пил-а - сущ. в им. п. ед. ч., пи-л-а - глагол пить в прош. вр. ед. ч. ж. р.

Выразительно прочитав приведённые в упражнении 912 стихотворные строки, учащиеся отметят использование грамматических омонимов и омофонов (брысь – убежала б рысь) как средства создания каламбуров и рифмообразующего средства.


Д. з.: 1) упр. 908 (работа с парой омонимов), упр. 909 (работа с существительным пятёрка); 2) упр. 906.

Резерв - упр. 913.