Звукоподражательные слова – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Звукоподражательные слова – Междометия и звукоподражательные слова - Междометие

Цели урока: 1) формировать представление о звукоподражательных словах; 2) тренировать учеников в морфологическом разборе служебных частей речи.


I. Междометие как часть речи (закрепление – проверка домашнего задания)

Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям.

- Какую часть речи называют междометием?

– На какие группы можно разделить междометия в зависимости от их назначения?

– Как междометия выделяются при произнесении и на письме?

– В текстах каких функциональных разновидностей языка используются междометия? Объясните почему.

– Приведите примеры использования многозначных междометий.

– С какой целью используется в художественной речи междометие о? Как оно выделяется на письме?

– Приведите примеры использования междометий в роли разных членов предложения.

Попросим учеников, которым на уроке 149 было предложено в качестве индивидуального задания упражнение 887, сделать соответствующие сообщения, а тех, кто подобрал примеры употребления междометий в текстах художественных произведений, – продиктовать одноклассникам соответствующие предложения и объяснить пунктуационное оформление междометий.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам выполнить следующее задание.

Задание. Запишите под диктовку стихотворные строки. Определите роль междометий в предложениях.

Слово Ох и слово Ах

Заблудились в трёх соснах.

И сказало Ох со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово Ах:

- Ах, как страшно в трёх соснах!

(Е. Измайлов)


II. Звукоподражательные слова (упр. 897–899).

После того как ученики внимательного прочитают текст о звукоподражательных словах, попросим их привести свои примеры таких слов и составить с ними предложения.

В слабом классе продиктуем готовые примеры употребления звукоподражательных слов, попросив ребят назвать эти слова и объяснить, почему они принадлежат к группе звукоподражательных и каково их орфографическое оформление.

1) Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и бултых в воду! (А. Чехов) 2) Стук-стук-стук! Гуляет топорик по стволам великанов-сторожей. (Л. Чарская) 3) Мишка снова бух в кастрюлю кружку воды. (Н. Носов) 4) А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! (К. Чуковский)

Рекомендуем ученикам в процессе записи текста из упражнения 897 устно прокомментировать выбор написания слов с пропусками. Ребята отметят, что образная система стихотворения построена на использовании олицетворения (слышат плохо утюги и котелки; котелки глуховаты, не виноваты; кран виноват), метафор (звонки рассыпаются), а также сравнений (рассыпаютсягорохом; шумит, как барабан).

По своему усмотрению учитель может провести поэтапную работу с упражнением 898: ученики сначала самостоятельно выписывают предложения со словами, воспроизводящими звуки, издаваемые людьми, и в ходе проверки их читают; затем проводится аналогичная работа со второй и третьей группами предложений.

В слабом классе проводим совместную работу с упражнением 899, в сильном - предоставим ученикам возможность самостоятельно выполнить задание, а затем сверить с записью, сделанной на доске одноклассником или учителем: предлоги: после, в, по, у, по, на, в, ко, в; союзы: а, и, да, только что, и, да, и, и; частицы: -таки (разг.), -то, нет-нет да и (разг.), даже.

Важно, чтобы при выполнении задания 3 ученики отметили такие приметы разговорной речи, как использование звукоподражаний, стилистически окрашенных частиц (-таки, нет-нет да и) и наречия (этак).


III. Морфологический разбор слов самостоятельных и служебных частей речи (упр. 901, 903, 905)

В слабом классе проведём совместную работу по составлению плана текста из упражнения 901, проведя предварительно беседу по его содержанию и композиции:

- О чём этот текст?

- На сколько абзацев он разделён? Объясните почему.

- Прочитайте вступление и заключение текста. Объясните, каково назначение этих частей данного текста.

- Сколько микротем включает основная часть? Прочитайте каждую из них.

- Перечислите гипотезы происхождения языка.

- Почему одна их гипотез получила название звукоподражательной?

- В чём заключается суть междометной гипотезы?

План может быть таким:

1. Звукоподражательная гипотеза происхождения языка.

2. Междометная гипотеза.

3. Гипотеза трудовых выкриков.

4. Загадка происхождения языка.

После этой части работы проводится совместный анализ слов разных частей речи (задание 2).

Проведя орфографический анализ текста из упражнения 903, семиклассники выделяют предлоги (в, против, на, из, за, на, сквозь, на), союзы (а, и, словно, но, но, но и, и), частицы (уж, не, ли, ли, ли, вот, да, вон, вот), подчеркивают междометия (э, боже мой), а затем определяют тему текста («Гроза»), основную мысль («Летняя гроза – это восхитительное явление природы»), тип речи (динамическое описание), стиль (художественный). После этой части работы звучит выразительное чтение отрывка из произведения И. С. Тургенева.

Важно, чтобы в высказываниях учеников по теме, предложенной в упражнении 905, прозвучала мысль о том, что, подобно тому как скорлупа не позволяет растечься содержимому яйца, грамматика не позволяет «растечься» словам, обеспечивает целостность их структуры, задаёт формы, в которые «вливаются» слова, предлагает типы подчинительной связи слов и структурные модели предложений, способные оформить соответствующее содержание по законам языка.


Д. з.: 1) упр. 904; 2) на выбор – упр. 900 или 902.