Разряды частиц (продолжение). Формообразующие частицы - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Разряды частиц (продолжение). Формообразующие частицы - Частица как служебная часть речи. Разряды частиц - Предлог

Цели урока: 1) углублять представление о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу; 2) развивать способность учащихся осмыслять оттенки значения, выражаемые частицами в предложениях.


I. Разряды частиц (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 801 (1))

Выслушаем сообщения отдельных учеников о частице как части речи и о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу. По своему усмотрению в слабом классе учитель может провести беседу по следующим вопросам:

- Какая часть речи называется частицей?

- Почему частицу относят к служебным частям речи?

- Как отличить частицу от других служебных частей речи?

- На какие разряды делятся частицы по значению и роли в предложении?

- На какие группы можно разделить смысловые частицы? Приведите примеры частиц каждой группы.

- За счёт слов каких частей речи пополняется состав частиц?

- Назовите разряды частиц по составу. В чём состоят различия частиц этих разрядов?

Полезно будет также провести распределительный диктант.

Задание. Распределите перечисленные учителем частицы из таблицы на с. 143 в три столбика: 1) простые; 2) сложные; 3) составные, объясняя свой выбор.

Попросим семиклассников записать под диктовку учеников, подготовивших индивидуальное задание (упр. 796), составленные на основе сюжетных фотографий диалоги, объясняя пунктуационное оформление реплик и называя использованные частицы и их роль в предложениях.

После выразительного чтения приведённого в упражнении 801 текста семиклассники озаглавят его (например, «Как птицы учатся петь») и определят роль в предложениях использованных автором частиц.

Попросим учащихся провести устный пунктуационный анализ текста, а затем предоставим возможность ещё раз его прочитать про себя, обращая внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов. После этого ученики закрывают книги и записывают текст под диктовку учителя. По окончании этой части работы проводится само- или взаимопроверка.


II. Формообразующие частицы (упр. 802, 803 (работа с глаголами спрятать, намазать), упр. 804 (работа с предложениями 1, 2))

Предложим ученикам при выполнении упражнения 802 записать два-три примера предложений с формообразующими частицами в тетрадь. По своему усмотрению учитель может дополнить задание упражнения 803, рекомендовав учащимся записать все формы условного наклонения приведённых глаголов.

Семиклассники проводят морфологический разбор форм повелительного наклонения из предложений 1, 2 упражнения 804 (пускай блистает, красуйся, стой, да умирится) и выполняют задания 2, 3.


Д. з.: 1) повторение - подготовить подробный пересказ текста на с. 141 – 143; 2) упр. 803 (работа с глаголом положить); 3) упр. 804 (работа с предложениями 3 – 7); 4) индивидуальное задание – упр. 809.