Синтаксическая роль подчинительных союзов - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Синтаксическая роль подчинительных союзов - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: 1) формировать представление о синтаксической роли подчинительных союзов; 2) тренировать учащихся в определении синтаксической роли союзов разных разрядов.


I. Синтаксическая роль подчинительных союзов (беседа по вопросам, упр. 743, 744, 747, проверка индивидуальных домашних заданий -- упр. 748, 749, 750)

Проведём беседу по следующим вопросам:

- Назовите разряды союзов по роли, которую они выполняют в предложении.

- На какие группы делятся сочинительные союзы? Перечислите состав каждой группы.

- На какие группы делятся подчинительные союзы? Перечислите состав каждой группы.

Попросим учеников объяснить, какие союзы использованы в приведённых в упражнении 743 схемах и что они связывают, а затем сделать вывод о роли подчинительных и сочинительных союзов в предложениях и рассказать о постановке знаков препинания перед этими союзами. После этого ребята составляют соответствующие схемам предложения и записывают свой вариант или понравившийся вариант одноклассника.

В процессе беседы по приведённым в упражнении 743 схемам выясним, усвоены ли учениками слабого класса сведения о том, что подчинительные союзы (кроме сравнительных и уступительного союза хотя) связывают только части сложноподчинённых предложений. По своему усмотрению учитель может облегчить задание, предложив ученикам слабого класса составить соответствующие схемам предложения по готовому началу.

Задание. Составьте предложения по схемам в упражнении 743, закончив следующие фразы.

1) Перед союзом что ставится запятая,... . 2) Перед одиночным союзом и ставится запятая, ... . 3) Катя провела весь вечер за подготовкой к контрольной работе, ... . 4) Сергей отправится в спортивный лагерь ... .

Организуя работу с упражнением 744 в слабом классе, учитель по своему усмотрению может предложить следующее задание.

Задание.

1. Продолжите предложение из упражнения 744, выбрав нужный вариант. Объясните, на что вы опирались при выборе второй части предложения. Сделайте вывод о способности союзов участвовать в выражении смысловых отношений между частями предложения.

1) ... послушать популярные мелодии и потанцевать. 2) ... они давно хотели продемонстрировать танцевальное мастерство. 3) ... побеседовать с ними серьёзно вряд ли сегодня удастся. 4) ... по дороге они решили зайти на теннисный корт и провели там весь вечер. 5) ... у них на этот вечер был запланирован поход в театр. 6) ... закончились все дополнительные занятия.

2. Какой из приведённых вариантов предложения вы использовали дважды? Докажите, что это связано со способностью союза участвовать в выражении последовательности событий во времени, а также последовательности причины и следствия.

В процессе чтения задания 1 упражнения 747 акцентируем внимание учащихся на том, что союз точно можно заменить другим союзом, способным выражать отношения сравнения, тогда как наречие можно заменить только самостоятельным словом. Отметим также способность союзов участвовать в выражении различных по значению отношений.

При работе с заданием 2 предложим воспользоваться образцом из словарика омонимов (см. часть 3 учебника).

Ученик, работавший дома с индивидуальным заданием (упражнение 748), диктует одноклассникам соответствующее предложение и вносит коррективы в ответ одноклассника, который проводит устный синтаксический разбор этого сложного предложения. После этого ребята записывают под диктовку сложноподчинённые предложения с указанными в упражнении 749 (индивидуальное задание) словами и слушают устные комментарии одноклассников.


II. Различение паронимов (упр. 745 (1))

Предложим семиклассникам вспомнить, как называются однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся значениями, и выполнить задание 1 упражнения 745. Попросим учеников при ответе обратить внимание на значение морфем, составляющих слово швейцарец, и записать ещё несколько существительных с суффиксом -ец, обозначающих жителей определённой страны или города (японец, китаец, канадец, испанец, кореец и др.). По своему усмотрению учитель может продолжить работу, например предложив привести примеры существительных с указанным значением, включающих суффикс -анин (-янин) – россиянин, молдаванин, парижанин и др.


III. Роль сложноподчинённых предложений в речи (упр. 761)

Предоставим ученикам возможность сообщить, что им известно о социальной рекламе, а затем предложим выслушать сообщение одноклассника на эту тему (индивидуальное домашнее задание).

Попросим ребят подумать, к какой жизненной проблеме привлекает внимание создатель рекламного плаката, показанного в упражнении 761, и какую жизненную истину он утверждает. В случае необходимости поможем ученикам выделить проблему взаимоотношений с родителями, проблему существования в нашем обществе детей, лишённых родительского тепла, и сформулировать мысли примерно следующего содержания: «Нужно ценить любовь и заботу о нас самых близких людей – родителей, ведь не существует ничего дороже их искренней готовности помочь нам на трудном жизненном пути. Подобно хрупкому цветку, который пробивается сквозь неплодородную каменистую почву, лишённые материнского тепла и отеческой поддержки дети испытывают чувство одиночества. Люди не должны забывать о существовании этой проблемы и принимать посильное участие в её решении».


Д. з.: 1) на выбор: упр. 745 (2) или 746; 2) индивидуальное задание – упр. 760.