загрузка...

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Союз

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Объяснительные диктанты

I

1) Рассеялись пары, и засверкали горы, и солнца шар вспылал на своде голубом. (77. Вяземский) 2) Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан. (С. Есенин) 3) Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей. (М. Лермонтов) 4) Просёлочным путём люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень. (М. Лермонтов)

• Покажите графически, что соединяет союз И: однородные члены или части сложносочинённого предложения?

• Начертите схемы предложений 1 и 2.

• Чем осложнены предложения 3 и 4? Разберите эти предложения по членам.

• Разберите одно из деепричастий по составу.

• В чём особенность морфемного строения деепричастий? Какая ещё часть речи не изменяется?

II

1) Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека) 2) Нельзя дружить с тем, кто кичлив и груб. (Гуанъ-Цзы) 3) Опасен тот враг, который носит личину друга. (Пословица) 4) Надоедливость в отношениях с друзьями приведёт к тому, что они будут тебя избегать. (Конфуций) 5) Настоящий друг с тобой, когда ты неправ. (М. Твен) 6) Дружба должна быть прочной штукой, способной пережить все перемены, температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие дельные и порядочные люди. (А. Герцен)

• Подчеркните грамматические основы предложений.

• Какой(-ие) вид(-ы) предложений по наличию грамматических основ вы записали?

• Какой вид сложных предложений иллюстрируют данные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные с разными видами связи?

• Союзы или союзные слова соединяют части сложноподчинённых предложений?

• Графически укажите, какой частью речи и каким членом предложения является каждое союзное слово.

III

1) Большая вода и камень разбивает. (Пословица) 2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Ф. Тютчев) 3) Уж веял, веял тёплый дух весенней жизни и свободы от долгой и крутой зимы. (Ф. Глинка) 4) Разборчивой вороне и сокол не нравится. (Пословица) 5) Высокий лес тянулся вёрст на пять, и дети не могли им налюбоваться. (К. Ушинский) 6) Солнце уже заходило, и багрянец неба ярко отражался в воде. (Н. Телешов) 7) В октябре на одном часу и дождь, и снег. (Пословица) 8) ...А кругом поют жаворонки в ясной вышине воздушной и на землю с неба звонко трели льют. (И. Бунин)

• Определите морфологический статус И в данных предложениях: И — союз, И — частица.

• Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз И.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите пунктуационные правила: 1) «Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении»; 2) «Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединёнными сочинительным союзом И».

• Запишите под диктовку.

1) Снеговая белая туча обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро подёрнула густою пеленою. (С. Аксаков) 2) Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль, и, внемля им, вздохнёт о славе младость. (А. Пушкин) 3) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья. (К. Паустовский) 4) Заглянуло солнце в окно и росой умыло стёкла. (В. Семернин) 5) Над озером блеснула тусклая зарница, и лишь минуту спустя прокатился далёкий гром. (К. Паустовский)

• Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз И.

• Начертите схемы предложений 4 и 5.

II

• Вспомните и проговорите правила расстановки знаков препинания перед союзом И в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами.

• Запишите под диктовку.

1) В эту ночь он поверил, что в богатых сибирских лесах притаились сотни ещё не открытых лекарственных трав. 2) У кромки леса заалела утренняя зорька, и на светлеющем небе проступили очертания гор. 3) В окно глядело хмурое небо, и к стеклу лип мокрый снег. 4) Николай Иванович сидел на стуле и, наклонившись к холсту, писал. 5) Отец торопился закончить начатый ещё весной портрет и поэтому работал даже в день отъезда сына. 6) Он [Игорь] садился за стол и думал о том, когда вновь будет обедать с матерью и отцом. 7) В то же время его волновала грустная рассеянность отца и яркий румянец матери, который появлялся у неё в минуты большого волнения.

(А. Кузнецова)

• Подчеркните однородные члены в простых предложениях; в сложных предложениях подчеркните грамматические основы. Союзы возьмите в овал, укажите их вид (сочинительный или подчинительный).

• Начертите схемы предложений 2, 5 и 7.

• Докажите, что слова то же из предложения 7 имеют созвучное слово среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение.

• Найдите предложения: а) с деепричастным оборотом, б) с необособленным причастным оборотом.

• Найдите в первом предложении причастие, выделите причастную орфограмму, объясните правописание.

Выборочные диктанты

I

1) Не по словам судят, а по делам. 2) Сказка — ложь, а песня — правда. 3) Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит. 4) Пролитого да прожитого не воротишь. 5) Пчела летает и всё хорошее собирает. 6) Кто много знает, тот многое разгадает. 7) Вьётся в небе голубок, да внизу готов силок. 8) Всего дороже честь сытая да изба крытая. 9) Велик звон, да не красен. 10) Без правды люди не живут, а только маются.

(Пословицы)

• Отметьте простые предложения. Подчеркните в них однородные члены, союзы возьмите в овал.

• Какие виды сложных предложений встретились в диктанте? Как связаны их части?

• Выпишите по одному слову с орфограммами: а) «Чередующаяся безударная гласная корня»; 6) «Проверяемая безударная гласная корня». Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

II

1) Человек обладает могучими резервными возможностями, однако далеко не каждому удаётся открыть в себе эти сокровища. (Из газеты) 2) Буран бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. (С. Аксаков) 3) Я использовал любую возможность для того, чтобы пробудить в детских сердцах поэтическое вдохновение. (В. Сухомлинский) 4) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. (В. Арсеньев) 5) День безветренный, но морозец крепкий, январский. 6) В лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна. (К. Паустовский) 7) В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (М. Бубенцов) 8) Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (М. Горький) 9) Я побежал к хате, но суховей настиг меня на пути. (К. Паустовский)

• Выделите сложноподчинённые предложения. Подчеркните их грамматические основы, средства связи придаточной и главной частей возьмите в овал.

• Начертите схемы сложноподчинённых предложений.

III

...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.

Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес». Их красота слилась со всей нашей жизнью, и потому только мы можем с полной силой её ощутить и понять.

Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. Я вспомнил крошечный русский городок, и у меня заныло сердце.

(По К. Паустовскому)

• Найдите в тексте сложносочинённые предложения, подчеркните в них грамматические основы; средства связи простых частей возьмите в овал.

• Начертите схемы сложносочинённых предложений.

• Объясните правописание Н, НН в словах данного текста.

Графический диктант

1) Кое-где на дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. 2) Манифеста ещё никто не читал, но все знали о его появлении. 3) Над ним [князем Андреем] было опять всё то же высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. 4) Пьер чувствовал себя смущённым и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие старческие глаза неотразимо притягивали его к себе. 5) Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел вокруг себя, как бы отыскивая кого-то, и односложно отвечал на все вопросы графини. 6) Все его [деда] постройки были не только прочны и удобны, но и чрезвычайно изящны.

(Л. Толстой)

• Начертите схемы предложений, объясните в схемах расстановку знаков препинания.

Творческий диктант

I

Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу. Если ты на друга извлёк меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга.

Приобретай доверие ближнего в нищете его, чтобы радоваться с ним при богатстве его. Оставайся с другом и во время скорби. Люби друга и будь верен ему.

(Из Библии)

• Опираясь на записанный текст, выполните одно из следующих творческих заданий:

1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Роль союзов в тексте».

2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.Г. Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе однородных членов, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «В чём сходство предлогов и союзов?»

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «В чём различие между предлогами и союзами?»

Контрольные диктанты

I

.. .В тот же год поехал я в Мещёру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине.

Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдалённой песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра.

(По К. Паустовскому)

Задания:

1. Начертите схемы 1-го и последнего предложений текста.

2. Выделите в тексте все союзы (возьмите их в овал), определите их вид по значению.

3. На тему «Родина, отчий край» составьте и запишите предложения, строение которых будет соответствовать схемы: а) О и О; 6) [ ], и [ ]; в) [ ], (который ...).

II

Красота

(Притча)

Ночью пруд покрылся тоненьким хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то красным, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная. Синичка грустила оттого, что поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет всё очарование.

— Это волшебное зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите на эту красоту! — рассказывала Синичка миру.

А на берегу в это время стоял вол. Он слушал песенку Синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела синичка. Он подошёл к самой кромке льда, но никак не мог увидеть красоту. Вол вошёл в пруд, ледок затрещал, волшебное зеркало засыпалось, со дна поднялась муть.

— Где же ты, красота? — промычал вол и, напившись воды, побрёл к противоположному берегу.

(По В. Сухомдинскому)

Задания:

1. Выделите в тексте все союзы (возьмите их в овал), обозначьте их разряд.

2. Объясните правописание слова оттого, определите, к какой части речи оно относится. Есть ли у данного слова созвучные слова в других частях речи? Докажите, составив и записав соответствующее предложение.

3. Проведите синтаксический разбор предложения «Ему захотелось поближе посмотреть на красоту, о которой...». Начертите схему предложения.

III

Хлеб... Для меня в этом слове вся моя жизнь, потому что я — крестьянин, колхозник. И всю жизнь у меня одна страсть и одна забота — растить хлеб для людей. На это ушли все молодые годы и пора зрелости...

Мудрость хлебороба не только в том состоит, чтобы регулярно получать урожай. Мудрость хлебороба состоит также и в том, чтобы уметь объяснить себе и окружающим свои действия, уметь анализировать, почему так поступил, а не иначе. Мудрость и в том, чтобы накапливать драгоценные крупицы практического опыта... Искусство земледельца состоит в том, чтобы уметь выращивать хороший урожай при любых погодных условиях.

(По Т. Мальцеву)

Задания:

1. Выделите во втором абзаце все союзы (возьмите их в овал), определите их вид по значению.

2. Докажите, что союзы чтобы, также имеют созвучные слова в других частях речи: составьте и запишите соответствующие предложения, объясните правописание созвучных слов.

3. Произведите синтаксический разбор последнего предложения текста, начертите его схему.

IV

...Прочесть и пережить главные произведения Достоевского нужно каждому человеку. И не только потому, что без этого нельзя называться культурным человеком. Гораздо важнее то, что без этого невозможно понять жизнь, людей вокруг и себя самого. Можно, конечно, прожить и так, в спокойном незнании, но это обманчивое спокойствие. Вы будете нестись в потоке жизни... И чем дальше, тем чаще будете спрашивать себя: где же это я, что я тут делаю, что ждёт меня потом?

Понять жизнь нам помогают Библия и другие священные книги человечества. Понять жизнь нам помогают Пушкин, Лев Толстой, Чехов... Голос Достоевского также очень нужен и важен.

Жизнь сложна, трудна и полна испытаний. По одновременно она светла и радостна, потому что в ней есть любовь и добро, счастье помощи ближнему и одоления зла в самом себе, вечная жизнь души и бесконечное милосердие Божие. Достоевский ничему не учит «сверху вниз». Он показывает: есть добро и зло, выбирай, ибо каждый человек свободен. Старайся быть честным перед своей совестью. Не оправдывай себя, ибо дурные мысли и желания так же опасны, как и поступки.

Вот уже много десятков лет миллионы людей во всём мире изучают произведения Достоевского, спорят о них, учатся у него пониманию глубины, сложности и радости жизни. Читайте Достоевского, размышляйте, соглашайтесь или спорьте. Не будьте только равнодушны к жизни и к её «вечным вопросам».

(К. Степанян)

Примечание: сказать о постановке двоеточия в первом абзаце и кавычек в третьем и четвёртом абзацах.

Задания:

1. Укажите части речи в предложении «Гораздо важнее то, что без этого невозможно понять жизнь...».

2. Докажите, что слово вокруг из третьего предложения текста диктанта имеет созвучную форму среди служебных частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Укажите в нём части речи.

3. Проведите синтаксический разбор предложения «Голос Достоевского также очень нужен и важен». Обозначьте в этом предложении части речи.





загрузка...
загрузка...