загрузка...

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

НАРЕЧИЕ

Ь в конце наречий после шипящих

Словарные диктанты

I

Уйти прочь; мчаться вскачь; усыпано сплошь; выйти замуж за капитана; раскрыть окно настежь; упасть навзничь; уж небо осенью дышало; невтерпёж учиться; ударить наотмашь.

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящей.

• Подчеркните наречия, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

II

Почувствовать фальшь; вернуться лишь под утро; открыть двери настежь; шиповник колюч; из-за тёмных туч; поздняя ночь; несёшься вскачь; невтерпёж постричься; невмочь искупаться; сплошь заросшее озеро; опрокинулся навзничь; исполнил точь-в-точь; увлечься игрой.

• Объясните наличие или отсутствие Ь на конце слов после шипящих, указывайте части речи.

Объяснительные диктанты

I

1) Любопытному сидеть дома невмочь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть. 4) Для дорогого гостя ворота настежь. 5) Трусливому невтерпёж от правды скрыться. 6) Бегите прочь от тех, кто льстит вам.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящей.

• Проведите морфологический разбор наречия вскачь.

• Запишите транскрипцию наречия вскачь. Чем интересно это наречие с точки зрения фонетики?

• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы «Землю вскачь не пашут».

II

1) Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит — то грянет, то отхлынет прочь. (А. Фет) 2) Наотмашь бьёт бессильный дождь, и бисером пронизан хвощ, и перезрелая малина, едва дыша, склонилась длинно. (Т. Смертина) 3) Сердце бьётся, как будто в плену, мне сдержать мои чувства невмочь. Я до самой зари не усну в соловьиную лунную ночь. (С. Юлаев) 4) Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье кругом. (И. Никитин)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце слов после шипящей.

• Подчеркните наречия.

• Запишите транскрипцию слов бьёт, дождь, бьётся, невмочь.

• Проведите синтаксический разбор предложения 2. Начертите его схему.

III

1) Спор решает не меч, а речь. 2) Где лгун да рвач, не жди удач. 3) Сохрани вещь семь лет, и ты найдёшь ей применение. 4) И год хорош, коли уродится рожь. 5) Каждый зряч, да не каждый врач. 6) Посеешь ложь — не вырастет рожь. 7) Влезши в сечь, не клонись прилечь. 8) Чей хлеб ешь, того и обычай тешь. 9) С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце слов после шипящей.

• Укажите части речи в предложении 2.

• Как вы понимаете смысл пословицы «Спор решает не меч, а речь»?

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите орфограмму «Ь в конце наречий после шипящих».

• Запишите предложения под диктовку.

1) Земля в саду сплошь усыпана осенними разноцветными листьями. 2) Сестра мечтает выйти замуж за капитана дальнего плавания. 3) Хорошо летним утром мчаться вскачь по лугам! 4) Балконные двери были распахнуты настежь. 5) Хотелось скорее уйти прочь из этого неприветливого дома.

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящих.

• Проведите лексический, орфографический, фонетический, морфемный, морфологический разборы слова вскачь.

II

• Вспомните и проговорите правила написания Ь в конце наречий после шипящих; Буквы а, о на конце наречий; НЕ с наречиями на -о и -е.

• Запишите под диктовку.

Не успел рассказчик произнести это последнее слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались. Ваня выскочил из-под своей рогожи. Павлуша с криком бросился вслед за собаками. Лай их быстро удалялся... Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко кричал: «Серый! Жучка!..» Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принёсся уже издалека... Прошло ещё немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет... Внезапно раздался топот скачущей лошади, круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.

(По И. Тургеневу)

• Выделите орфограммы наречий.

• Укажите, какими частями речи являются слова также, тотчас из последнего предложения первого абзаца. Докажите, что эти слова имеют созвучные слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных слов.

• Начертите схему последнего предложения.

Распределительный диктант

• Выпишите из предложений слова в два столбика: а) с Ь на конце слов после шипящих; б) без Ь на конце слов после шипящей.

1) Над простором седых ковылей полночь лунная тихо плывёт. (С. Юлаев) 2) Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух. (3. Александрова) 3) Настежь распахнуты окна квартир. (Д. Зуев) 4) Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. Пушкин) 5) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков) 6) Плачь, осень, плачь, — твои отрадны слёзы! (Вл. Соловьёв) 7) Как весел мелких туч поход! (А. Фет) 8) Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш. (И. Бунин) 9) Окно было раскрыто настежь, и я увидел ярко-синее весеннее небо и почувствовал острый весенний холодок. (А. и Б. Стругацкие)

• Подчеркните наречия.

Творческий диктант

• Запишите в столбик.

1) В сторону, дальше от какого-нибудь места; 2) распахнув до конца; 3) сильно размахнувшись; 4) без перерывов, ничем не перемежаясь; целиком; 5) скачками, очень быстро; 6) опрокинувшись на спину, вверх лицом; 7) то же, что невмоготу.

• К данным словосочетаниям подберите подходящие по лексическому значению наречия и запишите, обозначая орфограмму «Ь в конце наречий после шипящих».

Слова для справок: невмочь, прочь, сплошь, наотмашь, настежь, навзничь, вскачь.

• Составьте с двумя наречиями предложения. Укажите синтаксическую роль наречий.

• Запишите наречия, в которых Ь на конце после шипящей не пишется.





загрузка...
загрузка...