загрузка...

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

НАРЕЧИЕ

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

Словарные диктанты

I

Нигде, никогда, негде, никак, ничуть, некогда, неоткуда, некуда, ниоткуда, никуда, нисколько, нипочём, незачем (бесцельно), нимало.

• Графически объясните правописание НЕ и НИ с наречиями.

II

Никуда не ходил, ниоткуда не получал писем, ни о ком не расспрашивал, не к кому пойти, неоткуда ждать помощи, не из чего сделать дудочку, ниоткуда ничего не видно, ни с чем не сравнить, никогда ни на кого не обижался, ни о ком не говорил плохо, нипочём не забыть, ничуть не растерявшись, незачем беспокоиться, нисколько не тяжело, несколько километров.

• Обоснуйте выбор слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами.

• Подчеркните наречия.

Объяснительные диктанты

I

1) С хорошим другом никогда не пропадёшь. 2) Ленивому всё некогда. 3) Одному страшно, а оравушке — всё нипочём. 4) Незачем счастливому хвастаться. 5) Трусливый нигде покоя не знает. 6) Для доброго человека времени нисколько не жалко.

(Пословицы)

• Объясните правописание НЕ и НИ с наречиями.

II

1) Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечем печь. (Пословица) 2) Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. (Библейская мудрость) 3) Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова. (Эзоп) 4) На словах и так и сяк, а на деле — никак. (Пословица) 5) Люди, всегда красно говорящие, никогда не бывают красноречивы. (П. Чаадаев) 6) Словами туда-сюда, а делами —- никуда. (Пословица)

• Подчеркните отрицательные наречия одной чертой, а отрицательные местоимения двумя.

• Обоснуйте выбор раздельного и слитного написания НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Какой теме посвящены данные пословицы и афоризмы? Чем можно объяснить обилие пословиц и афоризмов на данную тему?

• Какие проблемы поднимают данные пословицы и афоризмы?

• Отметьте синонимичные пословицы. (Ключ: предложения 4 и 6.)

III

1) Никогда одна весна не бывает точно такой, как другая. (М. Пришвин) 2) «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» — некогда восклицал Пушкин. 3) Шёл кораблик, шумел парусами, не боялся нигде ничего. (Н. Матвеева) 4) Никогда ни о чём не жалейте. (А. Дементьев) 5) Не забыть нипочём это небо в задумчивых звёздах. (В. Орлов) 6) «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», — говорил А.С. Пушкин. 7) Идти дальше некуда. (В. Астафьев) 8) Нам незачем наши сердца холодить. (С. Куняев)

• Обоснуйте выбор раздельного и слитного написания НЕ и НИ в записанных предложениях.

• Подчеркните наречия.

• Начертите схемы предложений 2 и 6. Объясните, в чём смысл постановки отделительных знаков препинания в прямой речи (почему восклицательный знак препинания ставится перед кавычками, а точка (запятая) — после кавычек)?

• Составьте и запишите предложение, в котором слова автора будут находиться впереди прямой речи. Начертите схему записанного предложения.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите правило написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. (С. Есенин) 2) Где некогда всё было пусто, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин) 3) Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки. Хорошо косою в утренний туман выводить по долам травяные строчки, чтобы их читали лошадь и баран. (С. Есенин) 4) Нигде не было видно обещанной дядей Гришей тропинки. 5) Некуда было пойти деду Митяю, нигде его никто не ждал.

• Выделите орфограмму: «НЕ и НИ в отрицательных наречиях».

• Выпишите из пятого предложения местоимение, проведите его морфологический разбор.

• Укажите номер предложения с обращением.

II

• Вспомните и проговорите правила написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях; НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях.

• Запишите под диктовку.

1) Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. 2) Я сердцем никогда не лгу. 3) Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. 4) Ни к чему в любви моей отвага. 5) Ещё никто не управлял планетой, и никому не пелась песнь моя. (С. Есенин) 6) Негде было присесть: дождь, шедший всю ночь, намочил все скамейки. 7) Я никак не мог понять, откуда взялся здесь этот диковинный цветок. 8) На каникулах я никуда не поеду, буду помогать бабушке на огороде.

• Подчеркните наречия.

• Укажите разряд местоимений.

• Запишите транскрипцию слов вольёт, весёлым, ещё, всю, дождь. Чем интересны данные слова с точки зрения фонетики?

Распределительные диктанты

I

• Запишите в два столбика: 1) отрицательные наречия; 2) отрицательные местоимения. Объясните их правописание.

Никогда не отчаивайся; ни с кем не ссорься; не на кого надеяться; некогда бездельничать; нипочём не забыть; нисколько не расстроился; несколько конфет; негде остановиться; никого не обижай; нечто интересное; ниоткуда не видно.

• Обозначьте падеж отрицательных местоимений.

• Допишите в каждый столбик по три-четыре своих примера.

II

• Запишите слова с НЕ и НИ в два столбика: 1) слова с НЕ; 2) слова с НИ. Объясните их правописание. Наречия подчеркните.

Не имея никакой надежды; некогда предполагал; неоткуда взять; отступать некуда; никогда не злись; нигде не видно тучек; ничто не беспокоило; ничуть не растерялся; никто ничего не узнал; никак не получается.

Выборочный диктант

1) Никакими соображениями и доводами не оправдать рабское молчание. (Ф. Абрамов) 2) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) 3) Я никогда не перегораживал текущей воды. (Надпись, высеченная на гробнице одного из фараонов) 4) Трудолюбивому некогда думать о недостатках других людей. (Пословица) 5) Не стыдно молчать, когда нечего сказать. (Пословица) 6) Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею. (Лессинг) 7) Нигде не дышится так легко, как на родине. (Пословица) 8) Нисколько не прибавит радости грубое слово своему хозяину. (Народная мудрость) 9) В своей земле никто пророком не бывал. (Пословица) 10) Велика Россия, а отступать некуда. (Пословица)

• Выпишите отрицательные наречия; объясните правописание наречий.

Творческий диктант

• Запишите в левый столбик.

1) Ни из какого места; 2) никаким образом; 3) бесцельно, нет смысла; 4) ни в каком количестве, ни в какой степени; 5) нет такого места, куда можно было бы идти; 6) нет места, где можно трудиться; 7) в отдалённом прошлом, давно, когда-то; 8) незатруднительно, легко; 9) то же, что нисколько.

• Запишите рядом, в столбик справа, наречия.

Ничуть, ниоткуда, нипочём, незачем, никак, нисколько, негде, некогда, некуда.

• Соедините наречия из столбика справа со словами и словосочетаниями левого столбика стрелочками в соответствии с их значением.

• Составьте и запишите с тремя любыми наречиями словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова.





загрузка...
загрузка...