загрузка...

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

НАРЕЧИЕ

Правописание наречий на -О, -Е

Буквы О, А на конце наречий

Словарные диктанты

I

Снова, влево, направо, сначала, заново, дочерна, налево, изредка, справа, издавна, досуха, вправо, начисто.

• Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

• Разберите по составу наречия сначала, изредка.

II

Справа от меня, проснуться засветло, вытереть досуха, свернуть направо, начать заново, расстаться надолго, закрыть наглухо, навещать изредка, переписать набело.

• Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

• Определите способ образования записанных наречий.

Объяснительные диктанты

I

1) Удача любит того, кто встаёт засветло. 2) Чтобы строить наново, нужно начинать сначала. 3) Ласточка отлетает ещё затепло. 4) Даже изредка не позволяй себе лукавить. 5) Издавна светлый закон миром правит: тот благоденствует, кто не лукавит.

(Пословицы)

• Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните правописание наречий.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1.

• Укажите части речи в предложении 5.

II

1) Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки. (И. Тургенев) 2) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (Е. Носов) 3) Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. (Л. Толстой) 4) Она портному исправно служит, с ниткой тесной дружбою дружит. (Загадка: иголка) 5) Влево тянулась узкая тропинка. (Чаплина)

• Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий», объясните выбор гласной буквы.

• Найдите предложения: а) с причастным оборотом; б) с деепричастным оборотом. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Деепричастный и причастный обороты подчеркните.

III

Так нередко бывает в жизни: живёшь рядом, встречаешься с человеком чуть ли не ежедневно, и вдруг однажды будто какой-то луч озарит знакомое лицо. Лицо покажется прекрасным, а человек — самым желанным в мире.

(По М. Кармонову)

• Выделите орфограммы в наречиях.

• Укажите наречие образа действия.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните правило правописания букв о, а на конце наречий.

• Запишите под диктовку.

1) Издавна на Руси человек находил успокоение от душевных невзгод на лоне матушки-природы. 2) Наша бричка свернула с главной дороги влево, туда, где синела манящая гладь широкой реки. 3) Справа от нас простиралось безбрежное море золотой пшеницы. 4) Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина. (Л. Толстой) 5) Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. (И. Тургенев)

• Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните выбор гласной буквы.

• Определите способ образования наречий издавна, влево.

• Выпишите из предложений по одному слову, которые будут иллюстрировать орфограммы: а) «Проверяемая безударная гласная корня», б) «Чередующаяся безударная гласная корня» (простиралось). Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

• Найдите в предложении 5 слова, в которых происходят следующие фонетические явления: а) озвончение, б) оглушение. Объясните причину данных фонетических явлений.

• Найдите предложение, в котором есть деепричастие. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

II

• Вспомните и проговорите правила правописания наречий: 1) «Буквы о, а на конце наречий»; 2) «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».

• Запишите под диктовку.

...Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо метнулась в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало снова синеть — но то уже была синева ночи.

(По И. Тургеневу)

• Выделите орфограммы в наречиях. Объясните правописание наречий.

• Подчеркните в тексте все наречия как члены предложения, определите их разряд по значению.

• Отметьте в тексте языковые средства выразительности.

Выборочные диктанты

I

1) Хранить дружества с соседями, помогать ближним и защищать угнетённых — издавна было священным обычаем россиян. (Ф. Глинка) 2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. (С. Михалков) 3) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов) 4) В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. (К. Паустовский) 5) Всё снова нас будет влечь к испытанному крову с готовым ложем и здоровым сном. (Дж. Ките)

• Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, а на конце наречий» в два столбика: 1) -а на конце наречий; 2) -о на конце наречий. Графически обозначьте выбор гласной буквы.

• Дополните записи своими примерами (по два-три примера в каждый столбик).

II

• Запишите четыре ряда слов.

1) Изредка, досуха, слева, влево;

2) Заново, направо, влево, справа;

3) Дочиста, досуха, досрочно, издавна;

4) Слева, справа, сослепу, сначала.

• Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

(Ключ: «лишнее» слово в 3-м примере — досрочно — наречие с приставкой до- на конце имеет суффикс -о, так как образовано от прилагательного с приставкой: досрочный (сравним: досуха — сухой).)

• Определите способ образования «лишних» слов.

(Ключ: влево, справа, сослепу — приставочно-суффиксальный; досрочно — суффиксальный.)





загрузка...
загрузка...