загрузка...

Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

НАРЕЧИЕ

Правописание наречий на -О, -Е

Н, НН в наречиях на -О, -Е

Словарные диктанты

I

Говорить необдуманно, держаться мужественно, произнести торжественно, отвечать путано, неожиданно вздрогнуть, искренне сожалеть, нечаянно ошибиться, посмотреть испуганно, двигаться медленно, поступить ветрено.

• Объясните правописание Н, НН в наречиях.

• Укажите способ образования слова необдуманно, разберите его по составу.

II

Напряжённо всматриваться; бесчисленными звёздами; гружёный вагон; гружённый зерном прицеп; серебряная цепочка; ветреная погода; традиционная встреча; лакированные туфли; работа выполнена; местность исследована; смышлёный ребёнок; увлечённо заниматься; чувствовать себя скованно; золочёные рамы.

• Объясните правописание Н, НН в словах, указывайте части речи.

• Разберите наречия по составу. В чём особенность морфемного строения наречия?

• Какая ещё часть речи не имеет окончания? Почему наречия и деепричастия не имеют окончаний?

Объяснительные диктанты

I

1) Обещай медленно, выполняй быстро. (Английская пословица) 2) Всё истинно мудрое — просто и понятно. (М. Горький) 3) Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе. (Вольтер) 4) Кто смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем через уста. (Пр. Иоанн Лествичник) 5) Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие. (Г. Галилей) 6) Говорить лучше обдуманно, чем быстро. (Т. Мор)

• Выделите орфограмму «Н, НН в наречиях на -о, -е», объясните выбор одной или двух букв Н в суффиксах наречий.

• Проведите морфологический разбор одного из наречий.

II

1) Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень. (Менандр) 2) Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре. (Ахикар) 3) Когда народ стремится в своей речи только к эффекту, говорит готовыми фразами, невоздержанно исполненными громких слов, оставляющих вас холодными, как лёд, он в полном падении. (А. Герцен)

• Объясните правописание НЕ со словами.

• Найдите предложения: 1) с обособленным причастным оборотом; 2) с необособленным причастным оборотом. Подчеркните причастные обороты, укажите причину их обособления / необособления.

• Определите, какими частями речи являются слова так же (из предложения 1). В какой части речи данные слова имеют сопоставимую с ними словоформу? Каково будет её написание? Докажите, составив соответствующее предложение.

III

1) Таинственно луна сквозь тонкий пар сияет... (В. Жуковский) 2) Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. (А. Толстой) 3) Блестящей скатертью подёрнулись долины, и ярким бисером усеяны поля. (77. Вяземский) 4) Мир в этот предзакатный час был несказанно хорош. (А. Мусатов) 5) Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума. (С. Есенин) 6) В небе серебрятся осенние паутины. (А. Зимин) 7) По всей реке тянулись барки, нагружённые товаром, и медленно двигались по течению длинные неуклюжие плоты. (К. Ушинский)

• Объясните правописание Н, НН в словах разных частей речи.

• Какое средство выразительности использовано в предложении «Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума» (С. Есенин)? Какова его роль? (Ключ: В этой поэтической строке использована аллитерация — скопление согласных звуков [щ], [ж], [ш], с помощью которых автор передаёт звуковой образ вьюги: и шум ветра, и шелест снега. А эпитеты «серебряный» (ветер) и «снежного» (шума) рисуют образ вьюги не пугающий, а манящий.)

IV

Мы должны читать медленно, если мы читаем для того, чтобы приобретать знания. И мы неустанно должны записывать всё, чему научаемся из книги, что в ней встретится нам незнакомого. Так постепенно мы будем обогащать себя.

А затем следует перечитывать очень медленно всё, что мы написали. Это очень серьёзная и важная работа, и она непременно приносит свои драгоценные плоды.

(Фагэ)

• Объясните выбор одной или двух букв Н в словах записанного текста.

• Определите способ образования слов медленно, неустанно.

• Разберите по составу слова драгоценные, встретится, непременно.

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните правило правописания Н, НН в наречиях.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Истина не знает тайного подручного шёпота; она любит говорить откровенно и смело. (Ф. Глинка) 2) Силы непременно найдутся, если неустанно к чему-то стремиться. (А. Моруа) 3) Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания. (С. Хьюз) 4) Будь скор к слушанию, обдуманно давай ответ. (Древняя мудрость) 5) Друг мой, не говори путано! (Народная мудрость) 6) Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия в словах. (С. Смайлс)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Проведите морфологический разбор наречия несравненно из предложения 6.

• Проведите синтаксический разбор предложения 5.

• Укажите побудительные предложения.

II

• Вспомните правила правописания Н, НН в словах разных частей речи.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Мы ответственны в своих мыслях. (С. Рерих) 2) Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно. (Аристофан) 3) Мелет, будто ветряная мельница. (Пословица) 4) Глиняные сосуды испытываются в печи, а человек — в разговоре. (Древняя мудрость) 5) Много наговорено, да мало сказано. (Пословица) 6) Сказанное слово не может вернуться. (Пословица) 7) Невоздержанный язык — худшее из зол. (Еврипид) 8) Лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам. (Исократ) 9) Наша речь преимущественно афористична. (М. Горький) 10) Путано говорить — душе вредить. (Пословица) 11) Кто непрестанно упражняется в слове добром, тот исполняется дара разумения. (Древняя мудрость)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах. Определите способ образования слов истинный, непрестанно.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях 1, 9, 11. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

III

• Вспомните и проговорите орфографическое правило: «Правописание Н, НН в суффиксах наречий».

• Запишите текст под диктовку.

Я промок насквозь от росы и развёл костёр. Дым уверенно подымался к вершинам лиственниц и елей. Лиственницы уже облетели. Их тонкая хвоя непрестанно сыпалась сверху, хотя ветра и не было. На лиственнице около торжественно разгорающегося костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица — здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз, мне на голову, на реку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались. Сзади постоянно наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и наконец отрывались и уплывали, то разгораясь, как золото, когда попадали на солнце, то погасая и чернея, когда на них падала тень от кустов.

(По К. Паустовскому)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Какие ещё орфограммы наречий иллюстрирует записанный вами текст?

• Подчеркните отымённые наречия. Какое(-ие) из них имеет(-ют) созвучные с ними словоформы среди других частей речи? Обоснуйте свой выбор: составьте и запишите соответствующее(-ие) предложение(-ия); объясните правописание омонимичных частей речи.

Распределительный диктант

• Из диктуемых предложений выпишите слова с Н, НН в три колонки: 1) наречия, 2) причастия, 3) прилагательные.

1) Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон) 2) Сказанное словцо — серебряное, несказанное — золотое. (Пословица) 3) Пока что единственное лекарство, исцеляющее раненое сердце родителя, — ласка дочери, которая пронизана переживанием вины. (Ш. Амонашвили) 4) Чему быть суждено, то непременно сбудется. (Народная мудрость) 5) Человек мудрый мужественно переносит все жизненные испытания. (Народная мудрость)

• Объясните выбор одной или двух букв Н.

• Дополните каждую колонку своими примерами (по два-три примера).

• Запишите предложение 3, проведите его синтаксический разбор. Начертите схему. Чем интересно данное предложение с точки зрения пунктуации?

Выборочные диктанты

I

• Запишите слова с Н, НН в две колонки: 1) слова с Н, 2) слова с НН.

1) Наташа, оживлённая и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее, чем обыкновенно. (Л. Толстой) 2) Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. (А. Островский) 3) Судёнышко, деревянное, некрашеное, казалось необычайно прочным. (Н. Никандров) 4) Пустынны и печальны улицы в осенний ветреный день. 5) Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К. Паустовский) 6) Даша сидела в плетёном кресле. (А. Толстой) 7) Побольше вам, учителя, смышлёных учеников! 8) На улице было ветрено.

• Укажите части речи, обоснуйте графически выбор одной или двух букв Н в словах.

II

• Запишите только наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.

1) Он отвечал уверенно. 2) Моё сердце уверено в правоте этого решения. 3) Мероприятие было хорошо организовано. 4) Команда выступила организованно. 5) Мы чувствовали себя в этой компании скованно. 6) Сердце его было сковано холодом непонимания. 7) Друг помогает бескорыстно. 8) Его участие бескорыстно.

• Объясните выбор одной и двух букв Н в наречиях.

Творческий диктант

• Разделите страницу на два столбика. Запишите в первый столбик:

1) нарочно, преднамеренно; 2) планомерно, аккуратно; 3) чистосердечно, открыто; 4) храбро, проявляя присутствие духа; 5) твёрдо, не колеблясь.

• Запишите во второй столбик наречия: уверенно, умышленно, организованно, мужественно, откровенно.

• Соедините стрелочками наречия с теми словами из первой колонки, которые соответствуют их значению.

• Какие из записанных наречий могут переходить в другую часть речи? Составьте с ними пары предложений, в которых они будут выступать: 1) в качестве наречий, 2) в качестве другой части речи (какой?). По-разному или одинаково будут писаться созвучные слова? Докажите.





загрузка...
загрузка...