загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 5 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание непроверяемых гласных в корне слова»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Апатичный

2. Тривиальный

3. Банальный

4. Косный

A. Неоригинальный, пошлый.

Б. Невосприимчивый к новому, отсталый.

B. Обращённый к прошлому.

Г. Лишённый оригинальности, «избитый».

Д. Склонный к равнодушию, безразличный.

Грамматическая разминка

- В каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова? Исправьте их и запишите правильный вариант.

1) уплатить за квартиру___________________________

2) уважение к подвигу____________________________

3) скучать по вам ________________________________

4) мне боязливо__________________________________

5) одеть пальто __________________________________

6) заверить в преданности _________________________

7) встретимся в аэропорте _________________________

8) нет новых джинсов_____________________________

9) около девяносто тонн___________________________

10) вольер для цапель ____________________________

Орфографический тренинг

Правописание непроверяемых гласных в корне слова

NB!

Вставьте пропущенные буквы.

К..тастрофа, г..рнизон, б..гровый, п..лисадник, д..летант, арт..ллерия, в..стибюль, комп..нент, пан..рама, вер..ница, б..гряный, с..рень, ф..олетовый, (а, о)ккупация, инт..лект, к..лорит, н..стальгия, комп..новка, нав..ждение, об..яние, ан..нимный, б..чёвка, бр..ллиант, в..н..грет, д..ликатес, доск..нально, ин..й, исп..лин, к..валерия, к..бура, к..чан к..пусты, к..щей, к..нава, кр..потливый, л..хмотья, прец..дент, пап..ротник, проп..ганда, уд..стоверить, ун..верситет, к..бала, эск..латор, ф..натик, пр..вокация, б..ян.Н, ун..тарное г..сударство, сув..ренитет.

Не ленитесь заглядывать в орфографический словарь!

Помните: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Купеческий, мещанский и крестьянский быт — главное поприще Островского, на котором он не имеет соперников. (2)Пьесы из жизни актёров, чиновников и интеллигенции стоят отдельно и не первыми приходят в голову при имени славного драматурга. (3)Пьесы исторические опять составляют особый отдел, и совсем особняком от «Снегурочки», где задушевнейший лиризм Островского нашёл себе выход.

(4)Не только по изображаемой жизни (для нас уже отошедшей в область истории), но по складу своего таланта, по подходу, по эмоциям, одушевлявшим его, Островский необыкновенно русский художник, открывший стороны русской души, не затронутые ни Пушкиным, ни Гоголем, ни Достоевским, ни Лесковым. (5)Если бы он был бытописателем, гениальным фотографом Замоскворечья, собирателем словечек — его значение имело бы теперь уже интерес чисто историко-литературный. (6)Но Островский не был только бытописателем, он был художником, следовательно, творцом, внешний мир и формы служили лишь проводником для его чувств и творческих эмоций. (7)Отношение к нему, толкование и восприятие его произведений может быть так же разнообразно и неисчерпаемо, как толкование всякого великого произведения искусства всех времён и народов. (8)Время, когда театр Островского составлял ядро русского репертуара, ещё не изгладилось из нашей памяти. (9)Согласно традициям, освящённым согласием самого автора, театр этот считался одним из столпов бытового и натуралистического искусства. (Ю)Несмотря на авторскую санкцию, такой взгляд нельзя не считать узким и потому неправильным. (11)Но в последней четверти минувшего века другого взгляда и не могло быть. (12)Искусство всё строилось на основаниях позитивного натурализма. (13)Когда отношения и требования к искусству изменились, театр Островского как бы отошёл в тень, чуть ли не сделавшись признаком рутинёрского и косного отношения к искусству; камнем, которым бросали в голову смелым новаторам. (14)Творчество Островского тут ни при чём, оно велико, свежо и гибко, не связано ни с каким определённым временем и ни с какой теоретической тенденцией. (15)Некоторые попытки нового подхода к Островскому доказали это. (16)Дело ближайшего будущего — разорвать внешнюю, хотя и традиционную, связь театра Островского с определённым театральным направлением и вернуть эту сокровищницу драматической поэзии в настоящую её область — область свободного, полного, многообразного театрального искусства, а не направления. (17)Там место Островскому и его произведениям, только там обнаружат они свою неувядаемость и живучесть, сделавшись подлинно всенародными и всетеатральными.

(М. Кузьмин)

1. Как вы понимаете смысл выражения КОСНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ из предложения 13?

__________________________________________________

2. В предложениях 10-14 найдите развёрнутую метафору, подчеркните её, запишите номер предложения.

__________________________________________________

3. Из предложений 1-3 и 10-14 выпишите фразеологизмы.

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Выпишите из третьего абзаца слово с чередующейся гласной в корне, объясните его написание.

__________________________________________________

5. Почему слово ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ написано с дефисом?

__________________________________________________

6. Объясните написание НИ ПРИ ЧЁМ в предложении 14.

__________________________________________________

7. Объясните все случаи написания НЕ в предложении 4.

__________________________________________________

8. Определите часть речи у слов: ГИБКО (предложение 14) _____________, СВЯЗАНО (предложение 14) _____________, КАКОЙ (предложение 14) _____________, ХОТЯ (предложение 16)

9. Выпишите из предложения 17 по два словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Найдите сложноподчинённое предложение с определительной придаточной частью. Назовите средство связи. Укажите его номер.

__________________________________________________

11. Среди предложений последнего абзаца найдите сложноподчинённое предложение с параллельным соединением придаточных. Укажите его номер, определите вид придаточных.

__________________________________________________

12. Почему в предложении 6 отсутствует запятая после вводного слова?

__________________________________________________

13. Объясните употребление скобок в предложении 4.

__________________________________________________

14. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Согласны ли вы с мнением автора о том, что творчество Островского далеко выходит за рамки «бытового и натуралистического искусства»? Почему, как вы считаете, современный театр так часто обращается к пьесам Островского?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...