загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 26 с орфографическим тренингом по теме: «Повторение трудных случаев орфографии: правописание О—ЕЁ после шипящих, окончаний существительных, НЕ с разными частями речи»

Лексическая разминка

- Дайте краткое толкование значений заимствованных слов.

Толерантность ___________________________________

Иммунитет______________________________________

Импонирует _____________________________________

Эксклюзивный___________________________________

Конфиденциальный_______________________________

Орфоэпическая разминка

- Е или Ё должно быть в следующих словах?

Аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е,ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла, голол(е,ё)дица, новорожд(е,ё)нный.

- В каких словах произносится звук [т’]?

Тест, тент, текст, тесто, тезис, тенденция, детектив, бутерброд, термос, тембр, теннис, бижутерия, антитеза, свитер, терапевт.

Орфографический тренинг

1

Сопоставляем!

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) кумач..вый флаг, он нелеп и смеш..н, пораж..н;

2) нож..вка, подж..г дом, стаж..р;

3) ноч..вка, молодож..ны, туш..нка;

4) в недоумени.., в ине.., в каждом мгновени..

2

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) не пришёл вследстви.. болезни, в случа.. отсутствия, разговор о гени..;

2) в течени.. года, в заключены., доклада, в следстви.. по делу;

3) побывали в планетари.., в течени.. реки, впоследств.. выясним;

4) фасол..вый, юрод..вый, милостивый.

3

В каком ряду во всех словах написание НЕ одинаковое?

1) (не) известная нам планета, (не) подстриженный до сих пор газон, (не) часто встречался;

2) (не) готовы подписать, (не) взирая на формальности, (не) доставало сил, (не) способен выполнить;

3) (не) исследованные пути, вовсе (не) интересный фильм, (не) охота выходить;

4) дорога (не) длинна, стоит (не) дёшево, (не) решённый пример по алгебре, стви.. по делу.

О—Ё после шипящих и Ц:

1. В корне: если подбирается однокоренное слово с е (необязательно ударной), то пишите в корне ё.

2. В суффиксах и окончаниях под ударением пишите О, кроме окончаний глаголов, суффиксов причастий и отглагольных сущ. — в них пишется ё даже под ударением.

3. Будьте внимательны со словами-омонимами:

ожог (сущ.) — ожёг (глаг.), поджог (сущ.) — поджёг

Различаем!

Предлог вследствие (=из-за) и сущ. с предлогом в следствие (и);

Предлог в течение (=в продолжение) и сущ. с предлогом в течении, в продолжении.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В XX веке мы явно перенасытились рассудочностью. (2)И теперь не знаем, чего ждать от нынешнего состояния, — это уже тупик или есть ещё какие-то перспективы на привычном пути?

(3)На протяжении многих веков жизнеспособность человечества в немалой степени определялась существованием двух полюсов, двух метафизических оснований его бытия — на Востоке и Западе. (4)Сколько раз из мистических глубин восточной мудрости черпал западный рационализм духовные истины, неожиданные для логической мысли решения. (5)Они спасали Запад на перевалах истории, когда разум умолкал в бессилии и требовался новый взгляд на ситуацию. (6)Нынче Восток бросился в погоню за Западом по уже накатанной колее. (7)Теперь и здесь в цене интеллект, высокий уровень IQ.

(8)Рационализм становится хозяином мира. (9)С какой непохожей системой жизни может встретиться в перспективе глобальная цивилизация, где найдёт «разнообразие живое», чем будет обновляться, что иное ассимилировать?

(10)Или неизбежно деградирует и угаснет, как угасли народы, оказавшиеся «изолянтами»? (11)Непрерывные диалоги нужны и внутреннему миру человека, прежде всего между его духовным началом и основным инструментом земной жизни — разумом. (12)Внутри человека тоже есть «Восток» и «Запад».

(13)В начале XIX века А.С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире.

(14)В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. (15)3а два столетия многое изменилось. (16)Нынче эпитет «умный» — наиболее желанный и почётный для людей, а сам разум — признанный авторитет при решении любых проблем. (17)Однако теперь он окончательно «с сердцем не в ладу». (18)Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрёл. (19)При всех внешних достижениях в опустошённом рационализмом внутреннем мире «умных» тревожно, тускло, убого. (20)В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. (21) Они увидели в нём земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

(В. Петров)

1. Объясните с помощью подбора синонимов лексическое значение слов

АССИМИЛИРОВАТЬ (предложение 9) _________________

ДЕГРАДИРОВАТЬ (предложение 10).__________________

2. В каком значении употреблено слово КЕСАРЬ в предложении 21?

__________________________________________________

3. Выпишите из предложения 4 слово, требующее орфоэпической пометы. Сделайте её.

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Назовите способы образования следующих слов: БЕССИЛИЕ (предложение 5) ___________________, СТОЛЕТИЕ (предложение 15) ___________________, ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (предложение 3) ___________________, УВИДЕЛИ (предложение 21). ___________________ _____

5. Выпишите из предложения 6 все словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Определите часть речи у слов ЕЩЁ (предложение 2) ___________________, ВНУТРИ (предложение 12) ___________________, СКОЛЬКО (предложение 4) ___________________, ЧЕМ (предложение 9) ___________________, ИНОЕ (предложение 9) ___________________ _______________________________

7. В предложениях 13-21 найдите все местоимения, подчеркните их в тексте соответственно их синтаксической роли, подпишите над ними разряд.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Выпишите грамматические основы из предложений 7-9.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Среди предложений 3-8 найдите простое предложение, связанное с предыдущим с помощью наречия. Укажите его номер.

__________________________________________________

10. Найдите все союзы в предложениях 8-12. Выпишите их, указав разряд (сочинительный или подчинительный) и функцию в предложении.

__________________________________________________

11. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Укажите его номер.

__________________________________________________

12. Объясните знаки препинания в предложениях 2, 11, 20.

__________________________________________________

13. Среди предложений 1-10 найдите сложное с однородными придаточными. Укажите его номер, сделайте схему.

__________________________________________________

__________________________________________________

14. Укажите номера предложений, в которых используются следующие средства выразительности:

а) устойчивые выражения _________________________

б) риторический вопрос___________________________

в) антитеза_____________________________________

г) синтаксический параллелизм_____________________

15. Определите основную мысль этого текста. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте своё мнение. Прокомментируйте те мысли автора, которые показались интересными. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...