загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 23 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание О-Ё после шипящих»

Лексическая разминка

- Разберите слова-паронимы по составу. Составьте с каждым из них словосочетания.

Отчётливый — отчётный ______________________________________________

Понятливый — понятный ______________________________________________

Технический — техничный ____________________________________________

Безответный — безответственный _______________________________________

Добротный — добрый _________________________________________________

Грамматическая разминка

- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите исправленный вариант.

1) Пара туфель __________________________________

2) пять килограмм помидор________________________

3) поезжай домой ________________________________

4) возникнул вопрос______________________________

5) лазая по деревьям_____________________________

6) не машите так сильно___________________________

7) жгёшь дрова__________________________________

8) ляжьте на бок_________________________________

9) поезжай прямо________________________________

10) более моложе ________________________________

Орфографический тренинг

Правописание О—Ё после шипящих

Сопоставляем!

1

В какой строке во всех словах после шипящих пишется О?

1) галч..нок, кош..лка, душ..нка;

2) совершил подж..г, стаж..р, каблуч..к;

3) трещ..тка, свеч..й, чеч..тка;

4) холщ..вый, маж..р, плащ..м.

2

В какой строке во всех словах пишется Ё?

1) реш..тка, ещ.., смеш..н;

2) сгущ..нка, копч..ность, ноч..вка;

3) подж..г листву, щ..голь, ш..рох;

4) беч..вка, кумач..вый, трущ..ба.

3

В какой строке во всех словах пишется Ё?

1) молодож..ны, анч..ус, ш..ковый;

2) печ..нка, розовощ..кий, ч..порный;

3) обожж..н, тренаж..р, никч..мный;

4) парч..вый, стереж..т, капюш..н.

4

В каких строчках надо вставить одинаковые буквы?

1) зач..тный, руч..нка, горяч..;

2) обж..ра, нож..вка, ш..колад;

3) печ..т, нипоч..м, сильный ож..г;

4) искаж..н, туш..ный, щ..лочь.

О—Ё после шипящих и Ц

1. В корне: если подбирается однокоренное слово с е (необязательно ударной), то пишите ё.

2. В суффиксах и окончаниях под ударением пишите о, кроме окончаний глаголов, суффиксов причастий и отглагольных сущ. — в них ё даже под ударением.

3. Будьте внимательны со словами-омонимами:

ожог (сущ.) — ожёг (глаг.), поджог (сущ.) — поджёг (глаг.).

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Через минуту появился профессор Лев Владимирович Щерба — позже он стал академиком — высокий, статный, немолодой, с редкой просвечивающей бородкой и жидкими усиками, в пенсне, на которое поминутно спадала прядь волос, отменно воспитанный, поздоровался с нами, как с серьёзными людьми, и ломающимся, каким-то юношеским голосом сказал:

Ну вот. На чём мы там остановились в прошлый раз?..

(2)Вообще, у Щербы среди студентов была репутация чудака, и я не имел представления в ту пору, что занимаюсь с великим учёным, одним из основоположников современной структурной лингвистики, создавшим в ту пору учение о «грамматической связанности», или «грамматической отмеченности», о смыслах, которые мы улавливаем по конструкции фразы даже в тех случаях, когда подставляем слова, лишённые смысла. (3)Так, при мне он придумал и велел мне написать на доске фразу «Кудматая бокра штеко булданула тукасетенького бокрёночка» — абсолютно понятную русскую фразу, несмотря на то, что этих слов нет ни в русском, ни в каком другом языке. (4)Потом «бокру» заменила «глокая куздра», но при мне была «бокра»!.. (5)Первое время я томился, уговаривал однокурсников пойти хоть раз побывать на этих занятиях, но простаков вроде меня не находилось. (6)А я мало-помалу так увлёкся этими занятиями, что жил не от воскресенья до воскресенья, а от среды до среды и посещал семинар в продолжение целых трёх лет до окончания университета. (7)Я не могу сказать, что никто, кроме меня, никогда не навещал в эти часы фонетический кабинет — это было бы неправдой, — но в основном на этих занятиях на одного профессора приходился один студент. (8)И этим студентом был я. (9)3а три года мы прошли восемнадцать строк вступления к «Медному всаднику»...

(10)После каждого занятия, положив перед собой лист бумаги и собираясь что-нибудь написать, я всё дольше задумывался над тем, какое слово мне написать, вспоминая заявления Щербы: «Я не знаю, как это сказать» и «Я не знаю, что это значит». (11)Да так задумался, что, ещё не научившись писать, я полностью разучился писать, но благодарную память о занятиях со Щербой пронёс через всю жизнь. (12)Это был настоящий учёный. (13)Он не готовое излагал — он вслух мыслил. (14)Теперь-то я понимаю, сколько он дал мне, что это он приучил меня к бережному обращению со словом.

(Р. Назаров)

1. В каких предложениях автор использует оценочные слова для выражения отношения к человеку, о котором вспоминает? Укажите номера предложений, выпишите эти слова.

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Определите стиль текста и типы речи, которые в нём находите.

__________________________________________________

3. Сколько словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ входит в предложение 11? Выпишите их.

__________________________________________________

4. Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное способом сложения с одновременным присоединением суффикса.

__________________________________________________

5. В предложении 2 найдите все причастия, выпишите их, укажите разряд, время, морфемный состав.

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Из предложений 5-7 выпишите все производные предлоги.

__________________________________________________

__________________________________________________

7. Объясните постановку тире в предложениях 7, 13.

__________________________________________________

8. Найдите в предложениях 5-10 обособленное дополнение и обособленные обстоятельства. Подчеркните их в тексте. Укажите номера предложений.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. В предложениях 1-3 найдите обособленное приложение. Выпишите его.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Среди предложений 7-14 найдите сложное предложение с обстоятельственной придаточной частью меры и степени. Укажите его номер.

__________________________________________________

11. Среди предложений 7-14 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите его номер и вид придаточных, сделайте схему.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

12. А вы можете доказать, что фраза, придуманная Л.В. Щербой, «Кудматая бокра штеко булданула тукасетенького бокрёночка» — «абсолютно понятная русская фраза», как утверждает автор текста?

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Почему благодарную память о занятиях с Л.В. Щербой автор пронёс через всю жизнь? Запишите ответ в виде рассуждения из 6-8 предложений.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...