загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 21 с орфографическим тренингом по теме: «Слитно-дефисно-раздельные написания»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Компетентность

2. Компиляция

3. Коммуникативность

4. Компенсация

A. Работа, составленная путём заимствования и не содержащая собственных обобщений, несамостоятельное произведение.

Б. Обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

B. Возмещение, вознаграждение за что- либо.

Г. Способность к лёгкому установлению контактов и связей.

Д. Сложившаяся обстановка.

- Образуйте, где возможно, от данных существительных прилагательные. Запишите их. _____________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Грамматическая разминка

- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите правильный вариант.

1) Знаком с Чаплином ____________________________

2) жгёт листву___________________________________

3) наиболее ловчее ______________________________

4) пять апельсинов_______________________________

5) около пятиста участников_______________________

6) клади на место ________________________________

7) в девяноста городах ___________________________

8) пара носок___________________________________

9) в полуторастах километрах______________________

10) песня молдаванов_____________________________

Орфографический тренинг

Слитно-дефисно-раздельные написания

Вспоминаем!

1

В какой строке все слова пишутся через дефис.

1) все(таки), как(будто), вряд(ли);

2) черно(бровый), бархатисто(матовый), кисло(молочный);

3) премьер(министр), крест(на)крест, экстра(класс);

4) иссиня(чёрный), экс(чемпион), видео(кассета);

5) генерал(лейтенантские), запад- но(европейская) литература, широкоплечий).

2

В какой строке все слова пишутся слитно?

1) авиа(база), контр(адмирал), среднее суточная) температура;

2) древне(русский) язык, сельскохозяйственные) орудия, научно(популярный) журнал;

3) восточно(славянские) племена, белоснежная) скатерть, вагоно(ремонтный) завод;

4) военно(пленный), кисло(сладкое) яблоко, светло(русый);

5) пол(литровое) ведро, западно(европейская) овчарка, средне(азиатские) народы.

3

В каких строках все слова пишутся через дефис?

1) военно(морской), военнослужащий);

2) как(раз), опять(таки);

3) вернулся (из)(за)границы, вытащил (из)(под)мышек;

4) равнодушно(спокойный), (кое)(у)кого;

5) киловатт(час), (пол)литра.

4

В какой строке все слова пишутся одинаково?

1) (пол)линии, (по)русски, пол(яблоневого)сада;

2) (пол)шестого, (пол)ананаса, (пол)жизни;

3) (полу)шёпотом, (четверть)финал, в(пол)голоса;

4) (пол)котлеты, (полу)автомат, (пол Одиннадцатого;

5) в(пол)оборота, ис(под)лобья, пол(чайной) ложки.

1. Дефис после пол пишется, если корень начинается с заглавной буквы, гласной буквы или буквы л.

2. Прилагательное, вставшее между пол- и существительным, «уничтожает» дефис.

3. Дефис в прилагательных пишется:

• если прилаг. обозначает оттенок цвета;

• если прилаг. образовано от сущ. с дефисом;

• если прилаг. образовано из двух равноправных слов, между которыми можно вставить союз и.

4. Через дефис пишутся все воинские звания.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Невозможно объяснить человеку, который не хочет думать, преодолевать себя, находить и терять и снова находить радость общения с людьми, — невозможно объяснить такому человеку, зачем нужна душевная жизнь. (2)Но она всё-таки нужна, потому что лишённые её люди страдают жестоко. (3)От одиночества. (4)От неумения раскрыть свою душу навстречу людям; от бедности своих страданий и невозможности найти утешение.

(5)Впрочем, обо всём следует говорить подробнее.

(6)Занятный вопрос я вычитала недавно в одной книге: почему древние греки, придумав себе бессмертных богов, наделённых вечной молодостью, оставили этим богам столько человеческих неприятностей: бессмертные устают, как простые люди; их можно ранить; они испытывают физическую боль, не говоря уж о душевной; боги влюбляются, ревнуют, ссорятся, завидуют, полны честолюбия, страдают от разлуки и радуются встрече...

(7)Потому, оказывается, что народ, создавший в своём воображении Зевса, Афину, Аполлона и других прекрасных, сильных, мужественных, замечательных богов, — этот народ понимал: жизнь без стремлений, горестей, невзгод, радостей, огорчений, усталости, отдыха — жизнь без человеческого — нестерпимо скучна и никому не покажется завидной, «божественной». (8)Покой и равнодушие ни при каких обстоятельствах не дают счастья; счастье — в поиске, в борьбе, в сомнениях, в преодолении ошибок. (9)Поэтому греческие боги непрерывно вмешиваются в жизнь людей, имеют свои пристрастия, причиняют кому-то из людей неприятности, стараясь помочь другому, вступают в конфликты между собой — из-за людей; горюют и волнуются, когда возникает необходимость взвешивать на весах человеческую жизнь и губить одного, спасая другого, — словом, боги живут полной, бурной, вполне человеческой жизнью, несмотря на своё бессмертие и тишину горы Олимп, где все они обитают.

(10)Это проблема — кто счастливее: тот, кто живёт для себя одного и не обременяет свою душу ни сомнениями, ни заботами, — или тот, кто постоянно ищет, где нужны его силы, спрашивает и строго судит самого себя, — это очень важная проблема, говорить и думать о ней можно бесконечно.

(Н. Долинина)

1. Сформулируйте основную мысль текста.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Какие языковые средства делают данный текст выразительным и эмоциональным? Укажите номера предложений, в которых используются некоторые из перечисленных языковых средств:

а) синонимы_____________________________________

б) антонимы_____________________________________

в) ряды однородных членов________________________

г) экспрессивный повтор___________________________

д) градация _____________________________________

е) парцелляция __________________________________

ж) синтаксический параллелизм ____________________

3. Какие два слова в предложении 7 требуют орфоэпических пометок? Выпишите их, сделайте орфоэпические пометки.

__________________________________________________

4. Подберите синоним к слову БУРНЫЙ (предложение 9).

__________________________________________________

5. Выпишите из предложения 9 все предлоги.

__________________________________________________

6. Одинаковой ли частью речи являются слова ПОДРОБНЕЕ (предложение 5) и СЧАСТЛИВЕЕ (предложение 10)?

__________________________________________________

7. Объясните написание НИ в предложении 10.

__________________________________________________

8. Объясните правописание ПРЕ- и ПРИ- в словах из предложений 8, 9.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Какими способами образованы слова ОДИНОЧЕСТВО (предложение 3) ______________, ОБЪЯСНИТЬ (предложение 1) ______________, ПРИДУМАВ (предложение 6) ______________, СТРАДАНИЙ (предложение 4)? ______________

10. В предложении 9 найдите слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом. Выпишите его(их).

__________________________________________________

__________________________________________________

11. Из предложения 5 выпишите все возможные словосочетания, укажите вид подчинительной связи в них.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Выпишите из предложений 6 и 9 обособленные обстоятельства. Чем они выражены?

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Объясните постановку тире в предложениях 1, 7, 9.

__________________________________________________

14. Одинаковы ли причины постановки двоеточия в предложениях 6, 7?

__________________________________________________

15. Составьте схему предложения 1, охарактеризуйте его. Определите вид придаточных.

__________________________________________________

__________________________________________________

16. Сформулируйте в виде вопроса проблему, о которой размышляет автор текста. Согласны ли Вы с авторским мнением? Напишите об этом сочинение-рассуждение.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...