загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 1 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Иммигрант

2. Эмигрант

3. Инцидент

4. Прецедент

А. Случай, происшествие обычно неприятного характера.

Б. Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

В. Иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Г. Лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Составьте с данными словами возможные словосочетания глагол + существительное.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Орфоэпическая разминка

- Расставьте ударение в именах существительных.

Банты, торты, за тортами, с тортом, шарфы, иксы, туфли, краны, договор, договоры, гербы, ногти, свекла, челюстей, диспансер, кладовая, жалюзи, партер, эксперт, квартал, досуг, джентльмен, бармен, феномен, цепочка, камбала, дремота, зевота, ломота, каучук, христианин, иконопись, вероисповедание, еретик, столяр, щавель, каталог, некролог, нефтепровод, газопровод, водопровод, мусоропровод, НО: электропровод.

Орфографический тренинг

Правописание безударных гласных в корне слова

NB!*

Если подбираются два проверочных слова с разным написанием корня и одно из них глагол, то берите в качестве проверочного слова для безударной гласной в корне не глагол!

Например, расспроситьспрос. Но нельзя проверять словом спрашивать!

Вставьте пропущенные буквы.

Раздр..жать криком, ув..дать от холода, просл..влять героя, обн..женный лес, задр..жать от гнева, вопл..тить замысел, с разв..вающимся знаменем, благосл..влять на подвиги, посв..щение в гимназисты, разв..вающаяся отр..сль производства, в д..лине, погл..щать зап..хи, неприм..римость во взглядах, прист..жная лошадь, в Санкт-П..тербурге, прим..рять к..стюм, зач..стили дожди, ув..дать вд..леке, т..снёная кожа, притв..рить дверь, обог..щаться, прист..жной воротник, ст..снённый в средствах, издательство «Просв..щение», сл..пить игрушку, разр..дить морковь, нагром..ждение вещей, глаза сл..паются, в казацкой ст..нице, пр..дут шерсть, ч..стота квартиры, п..рхать над цветами, п..лящий зной, разр..дить фотоаппарат, укр..тить зверя.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

Ещё о доброте

(1)Хороший в русском языке — это прежде всего добрый. (2)«Пришли мне чтения доброго», — пишет своей жене в берестяной грамоте один новгородец.

Доброе чтение — хорошее чтение. (4)И товар добрый — это хороший товар, добротный. (5)Доброта — это человеческое качество, ценнейшее из всех. (6)Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. (7)В старое время, в Древней Руси, доброго не назовут глупым.

(8)Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и своё в жизни получит. (9)Дурачок русских сказок уродливого коня-«горбунка» приласкает и жар-птицу, прилетевшую пшеницу воровать, отпустит. (10)Те за него потом и сделают в трудную минуту всё, что нужно. (И)Доброта — она всегда умная. (12)Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха.

(13)А в эпоху Грозного, в самый террор, нет-нет да доброта народная скажется. (14)Сколько добрых образов в образах-иконах создали древнерусские иконописцы второй половины XVI века: умудрённых философией (то есть любовью к мудрости) отцов церкви, толпы святых, заворожённых песнью; сколько нежного материнства и заботы о людях в небольших семейных иконах того же времени!

(15)Следовательно, не ожесточалось сердце всех в XVI веке. (16)Были люди и добрые, и человечные, и бесстрашные. (17)Доброта народная торжествовала.

(18)Во фресках Андрея Рублёва во владимирском Успенском соборе изображено шествие людей на Страшный суд. (19)На адские муки люди идут с просветлёнными лицами: возможно, на белом свете ещё хуже, чем в преисподней...

(20)Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости и скопидомству, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе как личности.

(21)И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и своё другим отдаст, природу сбережёт и родимых родителей уважит. (22)Такому «дураку» не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

(Д.С. Лихачёв)

1. Сформулируйте основную мысль этого текста.

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения, указав основные стилевые черты, присущие данному тексту.

__________________________________________________

3. Последовательный или параллельный способ связи предложений используется в первом абзаце?

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Определите средства связи предложений 7-11.

__________________________________________________

5. Как вы понимаете слово СКОПИДОМСТВО (предложение 20)?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Напишите, к какой части речи принадлежат следующие слова: ЭТО (предложение 1) ____________________, ЧТО (предложение 10) ____________________, ЕЩЁ (предложение 19) ____________________, ПРИДАНОЕ (предложение 22) ____________________

7. Выпишите из предложений 17-19 причастия, укажите их разряд и время, морфемный состав.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Среди предложений 1-13 найдите предложения с обособленными уточняющими членами. Напишите номера этих предложений.

__________________________________________________

9. Найдите предложения с вводными словами. Напишите их номера.

__________________________________________________

10. Объясните с помощью схем пунктуацию предложений 12, 14 и 18. Дайте характеристику этим предложениям.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

11. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Согласны ли вы с мнением автора о том, что «добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки»? Аргументируйте своё мнение.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

_________________________________________

*NB — пометка, обозначающая «обрати внимание».





загрузка...
загрузка...