загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 18 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание НЕ с разными частями речи»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Глобальный

2. Кардинальный

3. Актуальный

4. Превалирующий

A. Стратегический.

Б. Преобладающий, имеющий перевес.

B. Всеобщий, охватывающий всё.

Г. Самый важный, существенный, основной.

Какие из них будут сочетаться с существительным вопрос? Запишите словосочетания.

__________________________________________________

__________________________________________________

Грамматическая разминка

- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите правильный вариант.

1) Увидел обоих студенток_________________________

2) Был более способнее____________________________

3) К две тысячи третьему году______________________

4) Не хочете ли попробовать _______________________

5) Вкусные торты________________________

6) Самый добрейший _____________________________

7) Съезди отдохнуть______________________________

8) Сражение под Бородином _______________________

9) Пара валенков ________________________________

10) Группа грузин ________________________________

Орфографический тренинг

Правописание НЕ с разными частями речи

Классифицируем!

В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания НЕ, графически объяснив ваш выбор.

1

1) (не) рада тебе;

2) (не) решённый, а только начатый пример;

3) (не) успокоившийся малыш;

4) (не) взирая на лица;

5) калитка(не) закрыта.

2

1) ваши (не) успехи огорчают;

2) очень (не) интересный фильм;

3) он вовсе (не) красавец;

4) (не) успокоившееся после бури море;

5) (не) годуя по этому поводу.

3

1) (не) смотря на непогоду;

2) дом (не) кирпичный;

3) (не) согласен с вами;

4) поступил (не) по-товарищески;

5) далеко (не) интересное сообщение.

4

1) ничем (не) мотивированный поступок;

2) часы (не) золотые;

3) (не) приспособленный человек;

4) мне от этого (не) легче;

5) они люди (не) здешние.

5

1) (не) откуда взяться;

2) им (не) жаль меня;

3) (не) охота идти дальше;

4) (не) вполне серьезный человек;

5) (не) всегда так было.

Сначала определим часть речи слова с не, потом найдём причину раздельного написания:

• Есть или подразумевается противопоставление с союзом а (для всех частей речи).

• Наличие рядом усилительных слов совсем, вовсе, отнюдь, далеко, ничуть или местоимения, наречия с ни (для сущ., прилаг. и наречий на -о);

Для причастия своя причина:

• наличие зависимого слова, кроме наречия меры и степени (очень, крайне и т.п.);

• если причастие в краткой форме.

Для прилагательных свои причины:

• стоит в сравнительной степени;

• является относительным или притяжательным (например, ложка не серебряная, записка не мамина), с прилагательными, обозначающими цвет.

Со словами категории состояния: не рад, не должен, не нужен, не готов, не обязан, не согласен, не жаль. Искл.: неохота.

Со всеми наречиями, оканчивающимися не на -о, напр., не так, не здесь, не вполне.

Со всеми местоимениями (кроме отрицательных без предлогов — некого): не мой, не каждый, не сам, не у кого.

С глаголами и деепричастиями, кроме слов с приставкой недо- (со значением нехватки чего-то).

Отсутствие причины означает слитное написание НЕ.

NB! НЕ пишется слитно (со всеми частями речи) и в том случае, если слово без НЕ не употребляется, например, невежа, нездоровится, ненавидящий.

Несмотря на, невзирая на являются производными предлогами и пишутся слитно с не, если их можно заменить на вопреки, напр., несмотря на непогоду = вопреки непогоде.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)История бедного Самсона Вырина именно в отрочестве должна войти в сознание — и как мастерски выписанное повествование, и как моральный урок — вплоть до щемящего финала, где мальчик показывает приезжему «груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом», и рассказывает, как приходила сюда барыня: «Она легла здесь и лежала долго».

(2)Непревзойдённая пушкинская краткость.

(3)Говорят и пишут об этой небольшой повести вот уже около двух веков, и в каждое время проступают новые оттенки её смыслов. (4)Сегодня я лично выделила бы такие: вы имеете право устраивать жизнь как вам нравится, выбирать по вкусу друзей, возлюбленных, места для жизни и украшения. (5)Но чтобы быть полноценным человеком, должно помнить о тех, кто слабее, кто одинок, кому больно. (6)Нельзя не задумываться о той боли, которую можем причинить мы — молодые, сильные, идя вперёд и вверх; не задумываться над тем, не были ли мы глухи к страданиям того, кто рядом. (7)Для кого именно в нас заключается смысл и возможная (а может, из-за нас утерянная?) хотя бы скудная радость жизни.

(8)Повесть Пушкина дотягивается до наших дней прежде всего мыслью о родителях, да и о дедушках-бабушках. (9)0 тех, которых во все времена многие молодые плохо понимают и, главное, не стараются понять, привычно считая «стариков», «предков» отставшими от современных запросов и скучными. (10)Первый поэт, знавший толк в земных удовольствиях, показывает нам (во всяком случае, тем, кто способен видеть что-то дальше своего носа), что выше всего — человечность и сострадание. (11)Что так называемый маленький человек (с этой повести и вошёл он в русскую литературу) не менее ценен в моральном смысле, чем большой — сильный, талантливый, богатый.

(12)Пушкин даёт нам понять: трудно примирить, согласовать интересы и устремления разных людей, в том числе разных по возрасту, образованию, по доходам и возможностям. (13)Но думать о том, как это сделать, стремиться к этому — необходимо. (14)Всегда, во все времена.

(15)И уж во всяком случае надо учиться с отроческих лет понимать другого человека, его чувства, как бы ни были мы погружены в собственные эмоции и заботы. (16)И как бы ни вбили себе в голову в один отнюдь не прекрасный день сомнительный афоризм, не раз мною слышанный: «Я никому ничего не должен!»

(17)Необходимость видеть вокруг себя кого-то ещё, необходимость и уменье сочувствовать — качество, без которого не обойтись в становлении личности. (18)Если только не решили обойтись без самого становления.

(М. Чудакова)

1. Выпишите из предложений 8-10 наречия, употреблённые в форме разных степеней сравнения. Назовите степень сравнения.

__________________________________________________

2. Найдите в предложениях 9-10 слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом.

__________________________________________________

__________________________________________________

3. Из предложения 17 выпишите два словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Среди предложений 12-18 найдите случаи употребления парцелляции. Укажите номера предложений. С какой целью автор использует этот синтаксический приём?

__________________________________________________

5. В каких предложениях текста и с какой целью автор использует вставные конструкции?

Укажите номера предложений со вставными конструкциями.

__________________________________________________

6. В каких предложениях текста автор использует такой выразительный приём, как ирония? Укажите номера предложений.

__________________________________________________

7. Почему перед союзом КАК в предложении 4 нет запятой?

__________________________________________________

8. Объясните постановку тире в предложениях 1, 6, 13, 7.

__________________________________________________

9. Среди предложений 1-6 сначала найдите предложение с односоставной неопределённо-личной основой, а потом с односоставной безличной. Основы подчеркните. Напишите номера этих предложений.

__________________________________________________

10. Среди предложений 1-6 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с однородными придаточными. Укажите его(их) номер(-а). Составьте схему (-ы).

__________________________________________________

__________________________________________________

11. Найдите среди предложений 7-15 сложное предложение с придаточной уступки. Напишите его номер.

__________________________________________________

12. Среди предложений 1-10 найдите сложные предложения, в которых одновременно есть и последовательное, и параллельное подчинение придаточных частей. Напишите их номера, составьте схемы.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Как вы поняли мысль автора, высказанную в предложении 11? Почему о повести Пушкина «Станционный смотритель» пишут, как говорит автор, «около двух веков»? Напишите об этом сочинение-размышление.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...