загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 17 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание НЕ с разными частями речи»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Электорат

2. Саммит

3. Паритет

4. Приоритет

A. Равноценность, равенство.

Б. Встреча на высшем уровне.

B. Первенство.

Г. Круг избирателей определённого кандидата или партии.

Д. Привилегия.

- Составьте с данными словами словосочетание глагол + существительное.

Орфографический тренинг

Правописание НЕ с разными частями речи

Классифицируем!

В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания не, дайте графическое объяснение вашему выбору.

1

1) трава (не) скошена;

2) ещё (не) скошенная трава;

3) (не) написанный, а отпечатанный текст;

4) (не) скошенный луг;

5) он (не) велик ростом.

2

1) (не) доесть пищу;

2) (не) затухающий спор;

3) дом (не) построен;

4) (не) скошенный вовремя луг;

5) (не) достаёт до дна.

3

1) вовсе(не)близко;

2) (не) глубокая, но быстрая речонка;

3) (не) взлюбить с первого взгляда;

4) совершенно (не) умный поступок;

5) (не) услышанный ею.

4

1) ему (не)здоровится;

2) (не) смотря по сторонам;

3) (не) достаёт терпения;

4) мне (не) спится;

5) давно (не) долюбливает нас.

5

1) отнюдь (не) новый материал;

2) (не) решённая задача по алгебре;

3) (не) должен приходить;

4) девушка (не) воспитанна;

5) свидетели (не) обнаружены.

Сначала определим часть речи с не, потом найдём причину раздельного написания не:

1. Есть или подразумевается противопоставление с союзом а (для всех частей речи).

2. Наличие рядом усилительных слов вовсе, совсем, отнюдь, далеко, ничуть или местоимения, наречия с ни (для сущ., прилаг., наречия на -о);

3. Для причастия:

• наличие любого зависимого слова. Кроме наречия меры и степени (очень, крайне и т.п.);

• если причастие в краткой форме.

4. Для прилагательных:

• стоит в сравнительной степени;

• является относительным или притяжательным;

• с прилагательными, обозначающими цвет.

5. Со словами категории состояния: не рад, не должен, не нужен, не готов, не обязан, не согласен, не жаль. Искл.: неохота.

6. Со всеми наречиями, оканчивающимися не на -о, например: не так, не здесь, не вполне.

7. Со всеми местоимениями (кроме отрицательных без предлогов — некого): не мой, не каждый, не сам, не у кого.

8. С глаголами и деепричастиями, кроме слов с приставкой недо- (со значением нехватки чего-то).

Отсутствие причины означает слитное написание НЕ!

NB! не пишется слитно (со всеми частями речи), если слово без не не употребляется.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

Приручённые невидимки

(1)Во второй половине XX века в наш обиход вошли печи, нагрев пищи в которых производится невидимыми лучами — микроволнами.

(2)Подобно многим другим открытиям, существенно повлиявшим на повседневную жизнь людей, открытие теплового воздействия микроволн произошло случайно. (3)В 1942 году американский физик Перси Спенсер работал в лаборатории компании «Райтеон» с устройством, излучавшим сверхвысокочастотные волны. (4)Разные источники по-разному описывают события, случившиеся в тот день в лаборатории. (5)По одной версии, Спенсер положил на устройство свой бутерброд, а сняв его через несколько минут, обнаружил, что бутерброд прогрелся до середины. (6)По другой версии, разогрелся и растаял шоколад, который был у Спенсера в кармане, когда он работал возле своей установки, и, осенённый счастливой догадкой, изобретатель ринулся в буфет за сырыми кукурузными зёрнами. (7)Поднесённый к установке попкорн вскоре с треском начал лопаться.

(8)Так или иначе эффект был обнаружен. (9)В 1945 году Спенсер получил патент на использование микроволн для приготовления пищи, а в 1947-м на кухнях госпиталей и военных столовых, где требования к качеству пищи были не столь высоки, появились первые приборы для приготовления пищи с помощью микроволн. (10)Эти изделия фирмы «Райтеон» высотой в человеческий рост весили 340 кг и стоили 3000 долларов за штуку.

(11)Понадобилось полтора десятилетия, чтобы «довести до ума» печь, в которой пища готовится с помощью невидимых волн. (12)В 1962 году японская фирма «Sharp» выпустила в продажу первую серийную микроволновую печь, которая, впрочем, поначалу не вызвала потребительского ажиотажа. (13)Этой же фирмой в 1966 году был разработан вращающийся стол, в 1979-м впервые применена микропроцессорная система управления печью, а в 1999-м разработана первая микроволновая печь с выходом в Интернет.

(По материалам ж-ла «Наука и жизнь», В. Коляда)

1. Объясните лексическое значение следующих слов: АЖИОТАЖ (предложение 12) ________________, ПАТЕНТ (предложение 9).

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Найдите в предложениях 9-11 фразеологизм. Выпишите его. С какой целью употребляет его автор текста?_____________

__________________________________________________

__________________________________________________

3. Сделайте морфемный и орфографический разбор слов НЕВИДИМЫХ (предложение 11) ________________, ПРИМЕНЕНА (предложение 13) ________________, ДЕСЯТИЛЕТИЕ (предложение 11) ________________, ОСЕНЁННЫЙ (предложение 6) ________________, ПО-РАЗНОМУ (предложение 4) ________________________________________________

4. Найдите в предложении 13 слово, образованное бессуффиксным способом. Выпишите его.

__________________________________________________

5. В предложениях 6-7 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Выпишите его.

__________________________________________________

6. Из предложений 2, 5, 6 выпишите все предлоги.

__________________________________________________

__________________________________________________

7. Выпишите из предложений 1-5 все имена числительные.

__________________________________________________

8. Какими частями речи являются следующие слова: СТОЛЬ (предложение 9) ________________, ПЕРВЫЕ (предложение 9) ________________, ПОЛТОРА (предложение 11) ________________, РАЗРАБОТАНА (предложение 13)? __________________________________________________

9. Объясните отсутствие запятой в предложении 5 перед деепричастием СНЯВ.

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Почему обособляется определение, стоящее перед определяемым словом в предложении 6?

__________________________________________________

__________________________________________________

11. В каких предложениях используются вводные слова? Подпишите их в тексте. Укажите номера предложений.

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Среди предложений текста найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с последовательным подчинением придаточных. Укажите их номера и составьте схему(-ы)

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Объясните смысл названия этого текста. Считаете ли вы его удачным? Оформите ответ в виде рассуждения из 6-8 предложений.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...