загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 16 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание Н и НН в существительных»

Орфоэпическая разминка

- Расставьте ударения в глагольных формах прошедшего времени.

Начал, начало, начали, начала.

Понял, поняло, поняли, поняла.

Занял, заняло, заняли, заняла.

Принял, приняло, приняли, приняла.

Звал, звало, звали, звала.

Рвал, рвало, рвали, рвала; наврали, наврала.

(NB! Следующие глаголы являются исключениями из правила об ударном окончании в глагольной форме женского рода!)

Крала, украла. Клала, стлала, слала

Орфографический тренинг

Правописание Н и НН в существительных

Сопоставляем!

1

Укажите строчки, в которых во всех словах пишется Н.

1) полная пута..ица, отличная гости..ица;

2) любимый племя..ик, несмышлё..ый ребёнок;

3) весёлая масле..ица, вкусные варе..ики;

4) старая листве..ица, тридцать сребре..иков;

5) наш имени..ик, моя бессо..ица.

2

Укажите строчки, в которых во всех словах пишется НН.

1) поле..ица дров, исти..ость высказывания;

2) вое..ослужащий, зако..врождённый;

3) таможе..ик, моше..ик;

4) прида..ое, ю..ость;

5) свяще..ик, начита..ость.

3

Укажите строчки, в которых во всех словах пишется Н.

1) густой конопля..ик, заслуже..ый нефтяник;

2) старый дружи..ик, наш совреме..ик;

3) сливочное мороже..ое, восточная пря..ость;

4) большая начита..ость, подли..ость фактов;

5) смышлё..ый парень, труже..ик тыла.

Обязательно спросите себя: от какого слова и с помощью какого суффикса образовано слово с неясным количеством н.

Буква н в прилагательных пишется:

• в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (искл.: стеклянный, оловянный, деревянный);

• в нескольких сущ., где после корня на -н сразу идёт окончание, например:

НН в прилагательных пишется:

• в суффиксах -онн-, -енн- (кроме слова ветреный);

• на стыке корня и суффикса или двух суффиксов ин-н.

В существительных, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, например: юный — юность.

Запомните словарные слова: труженик, смышлёный.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Старинная пословица говорит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (2)Это будет уже другая река — она течёт, движется, меняются её берега; и вода, и небо над ней каждую секунду становятся иными. (3)Человек тоже меняется — каждое прожитое мгновенье рождает в нём новый опыт, новую мысль, новое чувство.

(4)Нельзя дважды войти в одну и ту же книгу. (5)Если это настоящая книга, она движется и растёт вместе с нами.

(6)«Война и мир» — из тех книг, которые нельзя перечитывать; её каждый раз читаешь заново и открываешь для себя Наташу и Пьера, князя Андрея и мальчика Николеньку, Кутузова, Долохова, капитана Тушина... (7)Заново открываешь себя самого, потому что книга эта всякий раз рождает новые мысли.

(8)Для каждого из нас при каждом чтении это новая книга: сегодня она о Наташе, завтра — о Кутузове, через год — о Пьере. (9)На самом же деле это всегда книга о том, что произошло с целым народом, поэтому каждый из нас видит в ней своё, поэтому в дни испытаний мы прибегаем к роману Толстого за помощью, советом, исцелением.

(10)Поэтому второй такой книги нет. (11)Дело не только в том, что она охватывает две разные войны, и годы мира между войнами, и ещё годы после войны; в ней меняются поколения: уходят старики, дети становятся взрослыми, а взрослые — стариками, и уже новые дети шумят в старых домах. (12)Каждый из старых и молодых, взрослых и детей, появившихся на её страницах, объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегодня, будет завтра — вот почему второй такой книги нет.

(13)Я снова открываю «Войну и мир», чтобы проверить какую-то цитату, и, открыв, зачитываюсь надолго.

(Н. Долинина)

1. В каком предложении выражена основная мысль этого текста?

__________________________________________________

2. Определите, к каким частям речи относятся слова: МОЛОДЫХ (предложение 12) ___________________, ЕЩЁ (предложение 11) ___________________, ТОЖЕ (предложение 3) ___________________, ДВАЖДЫ (предложение 1) ___________________, ВСЯКИЙ (предложение 7) ____________________________________________________________________________

3. Выпишите все словосочетания из предложения 13, укажите тип подчинительной связи в этих словосочетаниях.

__________________________________________________

__________________________________________________

4. Выпишите все местоимения из предложений 1-3. Определите их разряд и синтаксическую роль.

__________________________________________________

__________________________________________________

5. Найдите в предложениях 6-13 все односоставные безличные грамматические основы. Напишите номера предложений, основы подчеркните в тексте.

__________________________________________________

__________________________________________________

6. Объясните графически знаки препинания в предложении 11. Составьте его схему.

__________________________________________________

__________________________________________________

7. Составьте схему предложения 9, дайте его характеристику.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Выпишите из предложений 12-13 все союзы, укажите их разряд.

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Почему автор считает, что «нельзя дважды войти в одну и ту же книгу»? Согласны ли вы с ним? Чем можете дополнить его мнение? Напишите сочинение-рассуждение по данным вопросам.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...