загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 14 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание суффиксов глаголов, причастий и деепричастий»

Лексическая разминка

- Соедините слова с толкованиями их значений.

1. Реликвия

2. Раритет

3. Фолиант

4. Харизма

A. Обаяние, способность влиять на людей.

Б. Толстая книга большого формата, обычно старинная.

B. Редкая вещь, явление.

Г. Свято хранимая вещь как память о прошлом.

Д. Драгоценный камень.

Правописание суффиксов глаголов, причастий и деепричастий

Сопоставляем!

В какой строке пишется одна и та же буква?

А

1) завид..вать, приказ..вать, информир..вать, завед..вать;

2) поскрип..вать, отказ..вать, угад..вать, опрокид..вать;

3) обслед..вать, агитир..вать, праздн..вать, запис..вать;

4) зала..в, обид..в, увид..в, просе..в;

5) обессил..в (врага), замет..в, закле..в, (город) обезлюд..л.

Б

1) зате..ли, разве..ли, раскле..ли, раста..ли;

2) успоко..вшийся, увид..вший, замет..вший, завис..вший;

3) наде..вшийся, раска..вшийся, кле..вший, ла..вший;

4) обвеш..нный (орденами), выслуш..нный, задерж..нный, выкач..нная (нефть);

5) перемеш..нная (глина), взвеш..нные (конфеты), развеш..нное (белье), замеш..нное (тесто).

В

1) дыш..щий, гон..щийся, незнач..щий, наде..щийся;

2) стел..щийся, брезж..щий (рассвет), колыш..щийся, стро..щийся;

3) кле..щий, ненавид..щий, терп..щий, завис..щий;

4) завис..мый, невид..мый, колебл..мый, слыш..мый;

5) движ..мый (состраданием), ненавид..мый, удосто..н (награды), досто..н (похвалы).

1. Глагольные суффиксы -ова-, -ева- пишутся в том случае, если в форме 1-го л., ед. ч. (я) суффикс исчезает (например, танцевать, т.к. я танцую);

2. В глаголах прош. вр. перед суффиксом -л-, в деепричастиях перед суффиксом -в-, в причастиях прош. вр. перед суффиксами -вш-, -нн- пишите ту же гласную, что и в инфинитиве перед -ТЬ-: усеять — усеял — усеявший — усеянный.

Это не касается глаголов с инфинитивом на -ить-, т.к. страдательное причастие прош. вр. образуется от них с помощью суффикса -енн-, (напр.: оклеить — оклеенный; суфф. -и- усекается).

3. Написание суффиксов причастий наст. вр. определяется спряжением глагола, от которого образовано причастие: от глаг. I спр. — -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем- (искл.: движимый); от глаг. II спр. — -------------------- ащ-/-ящ, -им- (искл.: брезжущий).

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

Новая жизнь в Лысых Горах

(1)Где тишина? (2)Где строгий дворецкий и почтительный лысый управляющий Алпатыч, закладывавший руку за пазуху при всяком упоминании о князе Болконском? (3)Где величественный маленький старик, каждое утро выходивший на свою неизменную прогулку?

(4)Прошло восемь лет с тех пор, как умер старый князь и погиб его сын Андрей. (5)Уже семь лет, как княжна Марья Болконская стала графиней Марьей Ростовой. (6)Всё изменилось в Лысых Горах: и дом, и сад, и поместье. (7)Всё заново отстроено после войны. (8)Новый хозяин — граф Николай Ильич Ростов — поставил всё прочно и крепко.

(9)Имение Болконских в хороших руках: обширный дом способен вместить до ста человек гостей; жизнь идёт спокойная, «ненарушимо правильная»; хозяин заботится не только о своём имуществе, но и о крестьянском; весной и летом Николай занят урожаем, осенью — охотой, зимой — чтением серьёзных книг.

(10)У хозяйки — свои заботы: хлопоты о доме, о муже, дети, их воспитание, дневник, в котором она записывает свои мысли о детях...

(11)Обе семьи, Ростовых и Безуховых, живущие в эпилоге в старом лысогорском доме, счастливы. (12)Но, вопреки утверждению Толстого в «Анне Карениной», что все счастливые семьи счастливы одинаково, они счастливы по-разному. (13)Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, на том, что её «вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей», восхищает и удивляет Николая.

(14)Удивление перед «возвышенным нравственным миром» любимого человека всегда играет огромную роль в любви и браке. (15)Николай не переставал удивляться и потому гордился своей женой, не завидуя тому, что она умнее его, её душевный мир значительней, а радуясь, «что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».

(16)А графиня Марья, при всей своей глубокой внутренней жизни, «чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймёт всего того, что она понимает», и не спорила с мужем о тех вещах, о которых — она знала — спорить бесполезно.

(17)Для Николая главное в жизни — дом, дети, хозяйственные дела.

(18)Графиня Марья понимает, «что он слишком много приписывает важности этим делам», но она знает и другое: «что не о едином хлебе сыт будет человек» — людям нужны не только материальные, но и духовные, нравственные ценности. (19)Тем не менее она не спорит с мужем. (20)Когда Николай говорит Пьеру слова, вызывающие у нас ненависть: «вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду» — графиня Марья не осуждает мужа, хотя в душе она не согласна с ним. (21)Но она женщина и мать, её главная забота — семья, и она старается сохранить свои отношения с мужем, если даже для этого приходится кривить душой.

(Н. Долинина)

1. Определите стиль речи данного текста.

__________________________________________________

2. Среди предложений 1-8 найдите такие, в которых встречаются следующие средства выразительности (укажите номера предложений):

анафора _______________________________________

__________________________________________________

риторический вопрос _____________________________

__________________________________________________

оксюморон______________________________________

__________________________________________________

3. Среди предложений 17-21 найдите то, в котором употребляется фразеологический оборот. Выпишите этот фразеологизм.

__________________________________________________

__________________________________________________

4. В первом абзаце текста найдите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните, чем определяется её выбор.

__________________________________________________

__________________________________________________

5. Напишите к каким частям речи принадлежат слова: ГДЕ (предложение 1) _________________, СПОСОБЕН (предложение 9) _________________, ОТСТРОЕНО (предложение 7) _________________, МНОГО (предложение 18) _________________, ПОТОМУ (предложение 15) _________________, ЗАВИДУЯ (предложение 15) _________________, УМНЕЕ (предложение 15) _________________, ДАЖЕ (предложение 21) ______________________________________________________________________________________________________

6. Назовите способ образования следующих слов: ГЛАВНОЕ (предложение 17) _________________, ЗАНОВО (предложение 7) _________________, БЕСПОЛЕЗНО (предложение 16) _________________.

7. Выпишите из предложений 20-21 слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

9. Среди предложений 1-14 найдите сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными частями времени. Напишите их номера.

__________________________________________________

__________________________________________________

10. Среди предложений 8-14 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите их номера.

__________________________________________________

11. Объясните постановку двоеточия в предложениях 9, 10 и тире в предложениях 10, 20.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Среди предложений 9-16 найдите предложения, в которых есть обособленное обстоятельство уступки. Напишите их номера, в тексте подчеркните найденные обстоятельства.

__________________________________________________

13. Сколько частей в предложениях 13 и 16? Составьте их схемы, дайте характеристики.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

14. Напишите эссе по прочитанному тексту. Согласны ли вы с утверждением Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково? Аргументируйте своё мнение.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...