загрузка...

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Занятие 13 с орфографическим тренингом по теме: «Правописание суффиксов существительных и прилагательных»

Лексическая разминка

- Объясните значения слов:

преамбула__________________________________

прерогатива ________________________________

принципиальность____________________________

презентабельный ____________________________

предвзятый_________________________________

превратный ________________________________

Грамматическая разминка

- Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Запишите правильный вариант.

1) жажда деятельности ___________________________

2) деловитое предложение_________________________

3) произвёл острое впечатление____________________

4) воинственное настроение_______________________

5) апеллировать на оценку_________________________

6) массовое количество туристов____________________

7) оказывать впечатление _________________________

8) испытывать нужду____________________________

Орфографический тренинг

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Сопоставляем!

В какой строке все слова пишутся сН?

1

1) племя..ик, гости..ица, бесприда..ица, имени..ик;

2) пута..ица, труже..ик, торфя..ик, варе..ик;

3) овся..ая, гума..ый, масля..ый (крем), исти..ый;

4) овчи..ый, звери..ый, стари..ый, подли..ый.

2

1) сви..ой, румя..ый, песча..ый, ю..ый;

2) недюжи..ый, оловя..ый, смышлё..ый, рья..ый;

3) земля..ые, деревя..ый, горта..ый, гуси..ый;

4) ветре..ый, ветря..ой (двигатель), безветре..ая (погода), прида..ое.

3

1) дикови..ый, багря..ый, листве..ый, зва..ый (обед);

2) невида..ый, станцио..ый, бестала..ый, шерстя..ой;

3) фаза..ий, пря..ый, гости..ый (двор), масле..ица;

4) свояче..ица, нефтя..ик, бессо..ица, гума..изм.

Обязательно спросите себя: от какого исходного слова и с помощью какого суффикса образовано слово с неясным количеством Н.

Н в прилагательных пишется: в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (искл.: стеклянный, оловянный, деревянный); в нескольких существительных где после корня на Н сразу идёт окончание (например, ).

НН в прилагательных пишется: в суффиксах -онн-, -енн- (кроме ветреный); на стыке корня и суффикса или двух суффиксов ин-н.

В существительных, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, например: юный — юность.

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В окончательном варианте романа князь Андрей не становится мягок и добр перед смертью. (2)Княжна Марья ждала этого: «она знала, что он скажет тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью...». (3)Но всё было иначе, потому что в жизни ничего нельзя предвидеть и предсказать.

(4)Княжна Марья приехала к Ростовым в Ярославль по трудной объездной дороге, где могли встретиться французы, и привезла ребёнка — семилетнего Николушку. (5)Она удивляла спутников своей «твёрдостью духа и деятельностью»: они не знали, что в эти дни опасного переезда и тревоги за брата в ней проснулся нрав отца; старый князь недаром воспитывал дочь, она вовсе не так беззащитна и беспомощна, как ему думалось в одинокие его последние ночи.

(6)Но он никогда уже не узнает, что дочь его выросла сильной и деятельной женщиной. (7)Он не узнает и того, что Наташа, которую он так несправедливо обидел, эта Наташа будет для его дочери «её искренний товарищ по горю, и потому её друг». (8)Когда княжна Марья услышала «лёгкие, стремительные, как будто весёлые шаги» Наташи, это резануло её по сердцу: княжна Марья со своей тяжёлой поступью не знает, что можно оставаться женственной и в горе.

(9)Но при первом взгляде на Наташу она, со своей чуткостью, сразу увидела «на взволнованном лице её... только одно выражение — выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им».

(10)В эти горестные и счастливые дни примирения с князем Андреем, когда надежда на его выздоровление сменялась ужасом и счастье возродившейся любви было отравлено страхом за его жизнь, — в эти дни в душе Наташи собрались воедино все силы, которые она накапливала всю жизнь. (11)Как на лице княжны Марьи при встрече с Николаем «в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу», так все радости и горести Наташи, вся отчаянная жажда жизни, её способность забывать себя ради близкого человека — всё выступило наружу.

(Н. Долинина)

1. Среди предложений 3-8 найдите предложение, в котором есть экспрессивный повтор, являющийся и средством выразительности, и средством связи предложения с предыдущим. Напишите номер предложения.

__________________________________________________

__________________________________________________

2. В предложениях 9-11 найдите гиперболу. Напишите номер предложения, гиперболу подчеркните в тексте.

__________________________________________________

3. Определите, какими способами образовались следующие слова: ВОЕДИНО (предложение 10) __________________, НЕСПРАВЕДЛИВО (предложение 7) __________________, ВОЗРОДИВШЕЙСЯ (предложение 10) __________________, ПРИМИРЕНИЯ (предложение 10)? __________________

4. Напишите транскрипцию слова ОБЪЕЗДНОЙ (предложение 4).

__________________________________________________

5. Объясните правописание ПРЕ-, ПРИ- в словах БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ (предложение 9) и ПРИМИРЕНИЯ (предложение 10).

__________________________________________________

6. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕДАРОМ (предложение 5). Объясните слитное написание НЕ.

__________________________________________________

7. Из предложения 11 выпишите три словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Среди предложений 1-9 найдите такие предложения, в которых есть односоставные грамматические основы. Выпишите номера этих предложений, основы подчеркните в тексте.

__________________________________________________

9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер, подчеркните в тексте обособленное приложение.

__________________________________________________

10. Объясните постановку тире в предложении 11.

__________________________________________________

11. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите его номер, составьте схему.

__________________________________________________

__________________________________________________

12. Сколько частей в предложении 8? Составьте его схему и дайте характеристику.

__________________________________________________

__________________________________________________

13. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Какие качества княжны Марьи и Наташи сопоставляет автор? Почему Наташа стала для княжны Марьи «другом»?

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________





загрузка...
загрузка...